АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Каковы приоритеты Благотворительности начала 21 века в России?

Итоги 2001-2011г.г.

К концу восьмидесятых годов советское общество отличалось высоким уровнем социальной защиты. Несмотря на «политическую неблагонадежность» самого термина благотворительности велась активная социальная работа среди населения. Простой советский гражданин был вполне уверен в завтрашнем дне. Бесплатная медицина доступность образования низкий уровень преступности практически полное отсутствие безработицы стабильность экономической системы – все это позволяло смело смотреть в будущее. Но тут грянул распад Советского Союза крупнейшая геополитическая катастрофа как это признал председатель Российского правительства Владимир Владимирович Путин. И как любое потрясение подобного масштаба она сопровождалась крушением всей социальной системы защиты.

Вскоре после распада СССР начались шоковые реформы девяностых годов. Необходимость построения более эффективной экономической системы, которая позволила бы выйти России из тупика, действительно назрела. Предполагалось, что после осуществления реформ уровень благосостояния простых граждан должен существенно возрасти. В реальности же все оказалось намного печальнее.

Шоковая терапия больнее всего ударила по представителям наименее защищенных слоев общества. Десятки миллионов россиян в одночасье оказались за чертой бедности. Вместе с этим нельзя не отметить и положительных тенденций.

Во-первых, в обществе произошла «реабилитация» самого понятия благотворительности, которую перестали давить, как элемент классового пережитка. Уже к концу восьмидесятых годов прошлого века после празднования юбилея тысячелетия Крещения Руси началось возвращение к религиозным истокам. Одновременно с этим произошло «переоткрытие» многих нравственным традиций, утерянных во время Советской власти.

Во-вторых, после общественной реабилитации в 1993 году благотворительность оформила свой статус и в Конституции Российской Федерации. Один из Федеральных законов гласил: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Несколько лет спустя был принят Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в который позже неоднократно (в 2002, 2003, 2004, 2006, 2008 и 2010 гг) вносились изменения. Согласно Статье 1 данного Закона под благотворительной деятельностью подразумевается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в статье 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».


В условиях тяжелого положения малообеспеченных слоев населения, особенно в первые годы шокотерапии, Российское Правительство было вынуждено прибегать к зарубежной гуманитарной помощи. В связи с этим 18 марта 1992 года было издано Постановление №170, согласно которому определялись виды гуманитарной помощи (продовольствие, товары народного потребления первой необходимости) и ее предназначение. Многие из бывших учащихся еще помнят, как составляли поклассовые списки, по которым в дальнейшем распределяли ветчину в необычных банках. Для некоторых это было в диковинку, но многим семьям эта помощь действительно помогла выжить в те нелегкие годы.

Как и в любые смутные времена, правительство вскоре осознало, что одной лишь государственной поддержкой не обойтись. С целью поддержки в одночасье оказавшихся за чертой бедности миллинов простых людей можно и нужно было привлекать частные пожертвования, а также помощь негосударственных организаций. Вопрос состоял только в том, как это сделать. Кто будет жертвовать на благотворительные цели в условиях финансовой и политической нестабильности «лихих девяностых»?

Вот почему для поощрения благотворительности были введены налоговые льготы, которые предоставлялись предпринимателям, жертвовавшим на проекты в сфере здравоохранения, культуры, образования и соцобеспечения. Первоначально благотворительную поддержку (с последующими налоговыми вычетами) можно было оказывать фактически любым организациям из вышеперечисленных сфер. С одной стороны, это позволило аккумулировать большие средства в сфере благотворительности. По оценкам некоторых исследователей в девяностые годы в России насчитывалось до 70000 всевозможных благотворительных организаций. С другой же, возможность отмыть деньги при помощи благотворительной деятельности приводила к серьезным злоупотреблениям. Ряд преступников с целью увести большие суммы из под налогообложения организовывали «карманные» благотворительные фонды, средства которых тратились на известные только им цели. Но такое положение не могло существовать бесконечно.

Со временем Российское правительство сократило количество адресатов-получателей пожертвований. Обязательным условием для получения благотворительной помощи стало наличие у организации-получателя государственного финансирования (хотя бы частичного). Кроме того, постепенно сокращался максимальный размер налогового вычета. Так, если в 1990 году любой гражданин мог пустить на благотворительные цели 100% своего дохода, то спустя 10 лет размер допустимого вычета уменьшился вчетверо. С января же 2002 года в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым пожертвования на благотворительность больше не учитывались при изменении ставок налога на прибыль. Если до этого фирмы могли направлять на благотворительность до 5% от прибыли, уменьшая тем самым свою налогооблагаемую базу, то отныне пожертвования могли перечисляться только за счет чистой прибыли. В результате введения поправок от налога на прибыль могли быть освобождены только организации, жертвующие на науку, здравоохранение или культуру. Следует отметить, что во избежание злоупотреблений право на льготное налогообложение появлялось только после того, как компания-жертвователь была внесена в специальный список министерством, в чьем ведомстве находился получатель помощи.

Причин внесения таких поправок было несколько. Во-первых, экономическая ситуация в России стала гораздо лучше. Страна постепенно приходила в себя после дефолта 1998 года. Вместе с этим постепенно сокращалось количество граждан, остро нуждающихся в предоставлении благотворительной помощи. Во-вторых, снижалось количество злоупотреблений, связанных с «откатами» и предоставлением налоговых вычетов.

Попробуем разобраться в том, положительно или отрицательно сказалось введение вышеуказанных поправок в Налоговый кодекс РФ. С одной стороны, по объективным причинам, количество жертвователей резко снизилось. Надо понимать, что в основе деятельности любой коммерческой организации все-таки лежит желание получить прибыль. Филантропия никак не может стоять на первом месте. И если бизнесмен увидит, что заниматься благотворительностью ему выгодно, то своего он не упустит. С другой стороны, как ни парадоксально, количество пожертвований не уменьшилось, посколько случайных людей в благотворительной сфере стало намного меньше. Люди стали заниматься благотворительной деятельностью более осознанно.

Справедливости ради стоит отметить, что несмотря на отмену поощрения благотворительности на общефедеральном уровне, право предоставления налоговых льгот было отменено не полностью. Субъектам Российской Федерации оставили такое право. Однако воспользовались им далеко не все. Вот почему мы можем говорить о том, что преследование меркантильных интересов при осуществлении благотворительной деятельности отошло на задний план. Кроме того, не стоит забывать и о том, что со времен Великого князя Владимира благотворительностью активно занималась Православная Церковь, для которой изменение законодательной базы после крушения Советской системы сказалось самым положительным образом.

Начиная с 1917 года, когда Церковь была отделена от государства и подверглась жесточайшим гонениям, о благотворительности нельзя было и говорить, а к церковной благотворительности это справедливо вдвойне. Не только Православной Церкови, но и вообще всем религиозным организациям, было запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Прекращение, вернее ослабление, гонений на Церковь во время Великой Отечественной войны снизило остроту проблемы, но не привело к ее решению. Церковная благотворительность в советское время существовала, разве что в приходских масштабах. С конца восьмидесятых годов мы видим ее возрождение.


В январе 1991 года был образован Отдел церковной благотворительности и социальному служению, в задачи которого входила координация действий и руководство всеми видами церковной благотворительности, многие из которых находились к описываемому времени в зачаточном состоянии, а также создание общецерковного добровольного движения милосердия. И, если 20 лет назад, начинать приходилось, что называется, с чистого листа, объединяя разрозненные группы добровольцев и энтузиастов на приходах, то на данный момент мы можем видеть, насколько мощной стало православное благотворительное движение.


На сегодня социальное служение Церкви это:

более 500 групп милосердия и служб добровольцев;

более 150 сестричеств милосердия в России и около 60 сестричеств в Белоруссии и Украине;

более 100 детских приютов;

более 30 богаделен;

более 80 домов временного пребывания и социальных гостиниц;

более 30 реабилитационных центров для наркозависимых;

11 приютов для бездомных и 3 мобильные службы помощи бездомным;

более 30 центров защиты материнства.

Как и раньше, церковная благотворительность концентрируется во-первых, вокруг приходов, во-вторых, вокруг монастырей. Можно однозначно сказать, что регулярно посещающего храм прихожанина в беде не оставят. Но если раньше вследствие запрета благотворительной деятельности помощь распространялась только на «своих», то теперь она вышла за рамки приходов.

Так, в большинстве епархий (Московской, Костромской, Астраханской и многих других) были созданы детские приюты, помощь которым на осуществлялась не только на приходском, но и на епархиальном уровне. Многие из детей, проживавших на зараженных вследствие Чернобыльской катастрофы территория, были отправлены в оздоровительные санатории. Некоторые из их них прошли курс лечения за границей.

Кроме того. широкое распространение получили патронажные службы, добровольцы для работы в которых набирались среди активных прихожан. Возрождение системы духовного образования позволило возродить школы сестер милосердия, выпускницы которых теперь помогают ухаживать за тяжело больными, как на дому, так и в Центральной клинической больнице Московского Патриархата.


К сожалению, в ходе реформ множество образованных, трудоспособных, а главное, желающих трудиться людей, осталось без работы. Некоторые из них нашли «утешение» в алкоголе. Вот почему большое значение приобрела благотворительная деятельность Православной Церкви среди алкоголиков и наркоманов. Как правило, в подобные специализированные приюты приводят людей в особо тяжелой ситуации, от которых обычные врачи-наркологи уже отказались, сочтя их лечение бесполезным делом. Но, что невозможно человеку – то возможно Богу. Имеются многочисленные случаи исцеления людей от пагубной страсти, рабами которой, казалось, они безвозвратно стали до конца своих дней. О таковых мало кто знает, да и мало кому «из бывших» охота вспоминать историю своего падения и последующего мучительного возвращения к нормальной жизни.

Говоря о работе с больными алкоголизмом, нам бы хотелось несколько слов сказать об одном незаметном сельском приходе, расположенном в 350 километрах от Москвы в глухой ивановской деревне под названием Жарки. Обычный священник, простая церковь. Ничем не примечательная, даже не деревушка, а хуторок, выделяющийся среди соседей, разве что своей заброшенностью.

Как рассказывал отец Виктор Салтыков, практически все из тех, кто сейчас живет в деревне, когда-то пили. У некоторых запой длился месяцами. Что делать? Как жить дальше? К кому обращаться? Небогатый храм умудрились ограбить шесть раз подряд, священник был убит. Помощи не было ниоткуда. И тогда отец Виктор просто начал служить. Постепенно к его приходу начали прибиваться те, кто по разным причинам не смог вписаться в реалии современной жизни, оказались растерянными и запили. От постоянных пьяных выходок любой нормальный человек может сойти с ума. Но батюшка старался никого не выгонять. Кто не мог жить без водки – тот уходил сам. Кто смог- оставался. Оставшиеся же начинали постепенно бросать пить.


Сейчас вокруг прихода сформировалась община, человек 15 взрослых, ну и детишки. Много это или мало в масштабах России? – ответ очевиден – капля в море. Но если рассматривать деятельность отца Виктора не как «работу по перевоспитанию трудящихся масс», а как сражение за каждую отдельно взятую человеческую душу, то становится виден огромный, хоть при этом и малозаметный для постороннего глаза, объем проделанного и ведущегося по сей день им труда.

Описанный нами приход – всего лишь один из тысяч себе подобных. Внешне в нем нет ничего примечательного. Но, как сказал 150 лет назад Федор Михайлович Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Именно битвой за человеческие души, а не благотворительной деятельностью будет правильнее называть работу подобных приютов.

Оценивая благотворительную помощь Православной Церкви в наше время нельзя не отметить ее интернациональный характер. Она оказывается везде, где есть православные приходы, от Мурманска до Махачкалы и от Калининграда до Владивостока независимо от национальности, возраста, религиозной принадлежности и политических убеждений. И дела милосердия, порой, оказываются более действенными для сплочения нашей многонациональной страны, нежели поднадоевшие пустые призывы к национальной и политической толерантности.

В настоящее время перед церковной благотворительностью открываются большие перспективы. Согласно Федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» благотворительная деятельность может осуществляться религиозными организациями, как напрямую, так и через учрежденные благотворительные фонды. Поддерживая эту инициативу, государство по мере сил старается способствовать осуществлению благотворительной деятельности, особенно, когда она касается организации культурно-просветительских программ. В этом мы видим историческое примирение Церкви, всегда отличавшейся своим патриотизмом, и государства.


Таким образом, в настоящее время благотворительная и социальная деятельность Православной Церкви находится на подъеме, что не замедлит отразиться на заботе о тех, кто реально нуждается в поддержке.

Оценивая современное состояние благотворительной деятельности в России вместе со многими положительными тенденциями, в то же время, нельзя не отметить ее недоработанность.

Во-первых, это справедливо для несовершенной законодательной базы. Концепция содействия благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации была принята всего лишь 3 года назад. Как считали некоторые чиновники, в развитии волонтерских движений не было острой необходимости, поскольку благотворительной деятельностью и так занимается множество Фондов, организаций. Зачем нам еще какие-то добровольцы? Для каких целей они нужны? Вроде военных действий пока не ведется. Однако последовавшие вскоре события лета 2010 года, когда горела вся Россия, подтвердили правоту инициаторов законопроекта.

Вспомним, что оснащенное по последнему слову техники МЧС, дейстовавшее при активной поддержке военных, оказалось бессильным перед огненной стихией. Деревни и леса горели как спички даже вблизи Москвы, не говоря про более удаленные области. При этом, хоть волонтерское движение при тушении пожаров и оказало неоценимую услугу, но отчасти оно было неорганизованным. Было множество примеров того, как по своей инициативе горожане на своем личном автотранспорте выезжали в удаленные районы и самостоятельно занимались тушением пожаров. В результате были спасены дома тысяч людей, десятки человеческих жизней. Вот почему отныне новый законопроект предполагает заключение правового договора с добровольцем, который с этого момента фактически становится военнослужащим запаса, которого могут призвать в случае возникновения чрезвычайной ситуации.


Во-вторых, большим препятствием для благотворительной деятельности служит недоверие рядовых граждан к благотворительным Фондам. Отчасти это вызвано исторической памятью о девяностых годах, когда преступные сообщества под прикрытием благотворительной деятельности незаконно отмывали полученные доходы. Способ для решения этой проблемы нам видится один – большая открытость деятельности благотворительных Фондов, публикация в свободном доступе отчетов о своей работе, а также ее освещение в средствах массовой информации. При этом, с одной стороны, каждый гражданин получает возможность убедиться в добропорядочности Фонда. С другой – может уже не опасаться, что его пожертвования будут израсходованы нецелевым образом. Такие действия положительно скажутся на репутации благотворительной организации, а ее участие в реализации конкректных проектов станет для остальных жертвователей дополнительным посылом, своего рода гарантией. В этой связи нелишним будет вспомнить дореволюционный опыт, в частности, благотворительную деятельность принца Ольденбургского. Его безупречная репутация способствовала привлечению в основанные им учебные заведения других благотворителей, для которых его имя было олицетворением порядочности.

Наконец, в третьих, сказывается недостаточное стимулирование благотворительных организаций со стороны государства. Согласно поправкам 2002 года Налогового кодекса предоставление налоговых льгот для благотворителей было передано на усмотрение субъектов Российской Федерации. На практике же, воспользовались этим только Московская. Ленинградская и Челябинская области. Остальные, видимо, пока думают.

Заканчивая описание благотворительной деятельности, следует отметить, что сделать на этом поприще предстоит еще очень и очень много. При том, что помощь ближнему всегда была и будет делом в высшей степени благородным, исторически сложилось так, что пожертвования идут в основном по направлениям, которые не являются приоритетными для государства. Тем не менее, от этого они не теряют свою значимость, поскольку отношение к слабейшим, нуждающимся, обездоленным – всегда было лакмусовой бумажкой, характеризующей уровень нравственного состояния общества.


За более чем тысячелетнюю историю существования государства Российского, был накоплен огромный опыт благотворительной деятельности, которая с различной интенсивностью и в разных формах осуществлялась на протяжении всего времени. Его осмысление, применение в новых исторических и экономических реалиях будет способствовать решению социальных проблем и, в конечном итоге, развитию общества.


Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Благотворительность

Честь в труде!

04.05.2012

В 1887 году отмечался столетний юбилей основания чайного дела Перловых, который «виновники» торжества постарались превратить в поистине всенародный праздник. Основные гуляния проходили на Первой Мещанской улице, нач
Не теряя души: о тех, кто работал во благо страны!

03.05.2012

Семен Васильевич Перлов, владелец фирмы «Василий Перлов с сыновьями», , активно занимался благотворительной деятельностью. Особым его попечением пользовался приют для девочек в Болшево.Он стал одним из его организ
Купцы Перловы-кто они? Представители последней чреды предпринимателей царской России или служители Отечества?

03.05.2012

И тут Сергею Васильевичу пришла в голову идея перестроить магазин на Мясницкой в китайском стиле. До этого в Москве ничего подобного не было. Найти мастера, взявшегося бы за эту работу, было не так-то просто. И тут ему
Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России.

21.04.2012

Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России. Возраст большинства женин, участвующих в благотворительных организациях в современной России свыше 40 лет. В ходе исследований было устан
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

07.04.2012

Через историю в современность
Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли?

24.03.2012

Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли? Россия является страной с удивительным культурным наследием. Такие наши соотечественники как Чайков
Культура чистого сердца

23.03.2012

Нищий богатым питается а богатый нищего молитвою спасается. Благие дела от чистого сердца и доброй души Благотворительность милосердие меценатство - почти забытые понятия в нашем времени.
Духовное воспитание в обществе и в семье

05.03.2012

Сергей Проскурнов г. Волгоград Жизнь человека состоит из разных сторон его деятельности но она не мыслима без духовных ценностей которые являются фундаментом всей человеческой жизни. Духовные ценности воспитывают
Исторические особенности благотворительной деятельности в России в постсоветское время

21.02.2012

Каковы приоритеты Благотворительности начала 21 века в России?Итоги 2001-2011г.г.К концу восьмидесятых годов советское общество отличалось высоким уровнем социальной защиты. Несмотря на «политическую неблагонадежность»
От милосердия души к русскому меценатству!

18.02.2012

Анализу благотворительности в дореволюционной России посвящено множество книг и различных статей. Подробно описаны и исследованы биографии русских меценатов эпохи 19-20 века. На Западе благотворительность в больше

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова