АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Нищий богатым питается а богатый нищего молитвою спасается.

Благие дела от чистого сердца и доброй души


Благотворительность милосердие меценатство - почти забытые понятия в нашем времени.

 

Традиция благотворительности, появившаяся в дореволюционной России была предана забвению после 1917 года. Благотворительность рассматривали как буржуазный пережиток.

Прошли десятилетия и благотворительность стала возрождаться в современной России. Тому поспособствовала перестроечное время, когда страна подходила к рыночной экономике и рыночным отношениям.

В языческой Руси благотворительность носила характер родственной или соседкой взаимовыручки: приюте, кормлении наименее защищенных членов общины-стариков, женщин, детей. Человеколюбие, сострадательность, были характерны для наших предков, задолго до 988 года, когда было принято христианство.

С принятием христианства в Древней Руси народ относился к нищим как к людям, с которыми надо делиться. Любить ближнего значило- накормить голодного, напоить жаждущего.

Благотворительность считалась условием нравственного здоровья. Милостыня считалась церковью религиозным актом, молитва- способом загладить грехи перед Господом. В старину говорили: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается». В Киевской Руси князей оценивали не только по государственным делам, но и по их отношению к больным, престарелым, нищим.

Во время становления благотворения на Руси, князь Владимир Святославич, которого именовали Крестителем, велел любому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать кушанье, питие, деньги. Больным и немощным посылал телеги, груженые хлебом, мясом, медом, квасом. При нем начинали строится первые богадельни, больницы, странноприемные дома. На содержание монастырей и церквей передается десятая часть княжеских доходов. Последующие русские князья-Ярослав Мудрый, Владимир Монамах, Александр Невский так же радели о страждающих. В годы монгольского нашествия русская церковь берет на себя функцию благотворительности. Татарские ханы в первый период господства на Руси с уважением относились к духовенству, освобождали монастыри и церкви от поборов.

Церковь внушала людям, что помогать нуждающимся - богоугодное дело. В годы неурожая церковь спасала голодающих, давала крестьянам зерно для посева. Доходы церквей, монастырей тратились на прокормление нищих. При монастырях возникали бесплатные больницы, богодельни, приюты для детей. Церковь осуществляла свою благотворительность до конца 17 века.

Царь Иван Васильевич Грозный впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России. В 1551 году на Стоглавом соборе он сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни для мужчин и женщин, а так же больницы. Собор отметил чрезмерный рост нищенства и тунеядства. Необходимо было упорядочить помощь нуждающимся. Средства на эти цели должны были поступать от частных лиц, а контролировать – духовенство и целовальники (должностные лица).

Решение этого высокого собрания стало началом сотрудничества светских и церковных властей в деле помощи страждающим. Нищенство в России оставалось  социальной проблемой на протяжении всего 17 века. Развивая социальную благотворительность, царские власти пытались справиться с нищенством. Решительно за эту проблему Петр 1. 3 января 1712 года он издал указ о запрете просить милостыню, а так же наказывались те, кто подавал. Им назначался штраф. Однако, царь понимал, что одними наказаниями искоренить нищенство невозможно. Он велит строить сиротские дома и больницы. Предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, выдавать престарелым  инвалидам из казны «кормовые деньги», а состоятельных граждан помогать деньгами госпиталям и богодельням. Петр пытается возложить заботу о нуждающихся на государственные структуры: в городах на губернские и городские магистры, в деревнях-на помощников. Центральное управление богоугодными заведениями он сохраняет за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 году его Святейшему Синоду, а в 1724 – Камер- Конторе, то есть финансовому ведомству. Петр 1 много сделал для преобразования в сфере благотворительности, но уменьшить нищенство ему не удалось. Скорее всего потому, что политик его имела насильственный характер. Искоренялось следствие, а не причины, его породившие.

Для развития системы государственной благотворительности в России много сделала Екатерина 2.

7 ноября 1775 года был принят законодательный акт «Учреждения для управления губерний Российской Империи». Согласно указу, в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения- система государственной помощи, которая осуществляла всю социальную политику в стране. Приказы брали под контроль народные школы, заведения для неизлечимых больных, госпитали, богодельни, сиротские дома. Во времена правления Екатерины 2 к нищим стали относиться более гуманно. На них начинают смотреть как на злостных ленивцев, но и как на жертв неблагоприятных условий существования. Екатерина 2 в отличии от Петра 1 вместо телесных наказаний, вводит систему принудительного труда и трудового презрения нищих. В 1775 году появилось работные дома, которые находились в ведении полиции, для праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом. Для порочных людей Екатерина открывает смирительные дома с тяжелым полутюремным режимом. При ней возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев. Первый госпиталь для бедных рожениц был открыт в 1764 году. В Москве как государственное учреждение. Строился дом на частные пожертвования. Через 6 лет такой же дом открыли и в Петербурге.

 

В екатерининскую эпоху возникли и сиротские дома, то есть учебные заведения для детей неимущих родителей- купцов, чиновников, мещан, цеховых которые по бедности своей не имели средств устроить детей в училище. По окончании училища дети распределялись на службу на фабрики, заводы, обучались ремеслам, торговле и прочим занятиям.

При Екатерине 2 в Москве появились первые всесословные больницы для бедных: Павловская(1764г.), Екатерининская с богадельней при ней(1776). Лечили в них бесплатно. Позже открылись дома для душевнобольных. Екатерина распорядилась открывать кредиты и ссудные кассы для тех, кто испытывает нужду, так же ремесленные и другие школы, где можно было получить профессию, а потом самостоятельно зарабатывать на жизнь. Императрица положила начало организации «открытого общественного призрения», которая занималась пенсиями, кормовыми деньгами, пособиями, обеспечением профессий и пр.. Екатерина возлагала обязанность на сельские  и городские общины и приходы обязанность прикармливать бедных, не допуская их до нищеты.

Только во времена правления Екатерины 2 начались регулярные взносы жертвователей на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.

После смерти Екатерины 2 императриц Мария Федоровна становится руководительницей всех социальных учреждений. Основанное ею ведомство учреждений императрицы Марии оказывает помощь нуждающимся независимо от их сословного происхождения. Она привлекала к своему делу умных и богатых людей. Учреждения, вверенные ей, располагали устойчивым финансовым положением – как за счет созданных Ссудной и Сохранной казны, так и за счет частных пожертвований. Руководя им более 30 лет, Мариинское ведомство императрица превратила в особую отрасль народного образования, здравоохранения и социального обеспечения.

При Марии Федоровне строятся новые сиротские дома, училища в Москве и Петербурге, открываются благотворительные больницы для бедных., которые назывались «Мариинские», воспитательные дома для глухонемых и слепых детей. В 1803 году были открыты богодельни для вдов военных и гражданских чиновников, просуществовавшие до 1917 года. Ведомство Марии Федоровны оказывало помощь каждому третьему детскому приюту в России. Императрица призывала состоятельных граждан объединить усилия «к сохранению детей», к возбуждению чувств материнских, к подаению помощи вдвое и сироте, облегчению нищеты.

В 1828 году после кончины Марии Федоровны, и до революции, ее ведомство курировалось русскими императрицами. К началу 20 века в подчинении ведомства находилось 800 учебных и других благотворительных обществ. Обучались в них десятки тысяч людей, 40 тысяч больных ежегодно лечилось в 40 больницах ведомства. 60 тысяч человек находили приют в воспитательных домах и богадельнях. Финансовое положение ведомства было очень крепким, в начале 20 века оно субсидировало строительство  Вытегорского канала, который получил название «Мариинская водная система». Существовало еще одно крупное благотворительное ведомство, основанное по инициативе Александра 1 в 1802 году. Это Императорское Человеколюбивое Общество, имевшее филиалы во многих городах России. Оно занималось помощью неизлечимым больным, неспособным к труду, воспитанием сирот и детей бедных родителей. В конце 19 начале 20 века оно превратилось в полугосударственный орган социального презрения и обеспечения, действовавший независимо от властей. Деньги общества складывались из частных пожертвований, в том числе императора и его семьи. Их пример на поприще благотворительности, послужил примером для представителей образованной части российского общества.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Благотворительность

Честь в труде!

04.05.2012

В 1887 году отмечался столетний юбилей основания чайного дела Перловых, который «виновники» торжества постарались превратить в поистине всенародный праздник. Основные гуляния проходили на Первой Мещанской улице, нач
Не теряя души: о тех, кто работал во благо страны!

03.05.2012

Семен Васильевич Перлов, владелец фирмы «Василий Перлов с сыновьями», , активно занимался благотворительной деятельностью. Особым его попечением пользовался приют для девочек в Болшево.Он стал одним из его организ
Купцы Перловы-кто они? Представители последней чреды предпринимателей царской России или служители Отечества?

03.05.2012

И тут Сергею Васильевичу пришла в голову идея перестроить магазин на Мясницкой в китайском стиле. До этого в Москве ничего подобного не было. Найти мастера, взявшегося бы за эту работу, было не так-то просто. И тут ему
Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России.

21.04.2012

Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России. Возраст большинства женин, участвующих в благотворительных организациях в современной России свыше 40 лет. В ходе исследований было устан
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

07.04.2012

Через историю в современность
Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли?

24.03.2012

Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли? Россия является страной с удивительным культурным наследием. Такие наши соотечественники как Чайков
Культура чистого сердца

23.03.2012

Нищий богатым питается а богатый нищего молитвою спасается. Благие дела от чистого сердца и доброй души Благотворительность милосердие меценатство - почти забытые понятия в нашем времени.
Духовное воспитание в обществе и в семье

05.03.2012

Сергей Проскурнов г. Волгоград Жизнь человека состоит из разных сторон его деятельности но она не мыслима без духовных ценностей которые являются фундаментом всей человеческой жизни. Духовные ценности воспитывают
Исторические особенности благотворительной деятельности в России в постсоветское время

21.02.2012

Каковы приоритеты Благотворительности начала 21 века в России?Итоги 2001-2011г.г.К концу восьмидесятых годов советское общество отличалось высоким уровнем социальной защиты. Несмотря на «политическую неблагонадежность»
От милосердия души к русскому меценатству!

18.02.2012

Анализу благотворительности в дореволюционной России посвящено множество книг и различных статей. Подробно описаны и исследованы биографии русских меценатов эпохи 19-20 века. На Западе благотворительность в больше

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова