АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

И тут Сергею Васильевичу пришла в голову идея перестроить магазин на Мясницкой в китайском стиле. До этого в Москве ничего подобного не было. Найти мастера, взявшегося бы за эту работу, было не так-то просто. И тут ему посоветовали обратиться к молодому и перспективному Карлу Гиппиусу, отличавшемуся свежими идеями.

Тот с жаром принялся за дело. Сам каркас здания он оставил неизменным, основные работы велись на фасаде и коснулись внутренней отделки. После ее окончания дом на Мясницкой стало не узнать. Причудливые узоры цветной штукатурки, диковинный орнамент стен и доставленные из Китая отделочные материалы настолько его преобразили, что он стал напоминать китайскую пагоду, крыша которой и в самом деле венчала верхний этаж здания. Москвичи такого еще не видели. Но самое интересное их ожидало внутри.

Обычная чайная лавка напоминала теперь дворец императоров. Для этого были завезены китайские вазы и скульптуры, полы украсили коврами. У прилавков появились шелковые пуфики, которые хорошо видны на фотографии. На них можно было продегустировать понравившийся сорт чая.

Теперь дом №19 был готов к приему канцлера Ли Хунь Чжана, однако тот остановился у его братьев на Первой Мещанской, встретившими дорогого гостя по русскому обычаю с хлебом-солью. По-видимому, сыграло роль, что Товарищество чайной торговли открылось недавно, а фирма «Василий Перлов с сыновьями» была многолетним и проверенным партнером. К тому же, ее главным преимуществом в глазах китайского гостя была ставка на развитие оптовой торговли.

Тем не менее, в накладе Сергей Васильевич не остался. Многие москвичи приходили полюбоваться его домом, а возвращались с баночкой чая. Вот почему дела у Товарищества шли только в гору. И даже разразившаяся Первая Мировая война не помешала развитию бизнеса. В 1915 году С.В. Перлов смог расширить сеть своих магазинов по всей России до 40. Только в Москве он имел 10 чайных лавок, отличавшихся своим удобным расположением. Успешному ходу дел Товарищество во многом было обязано зятьям Сергея Васильевича, принадлежавшим к фамилии известных кожевенных торговцев Бахрушиных. Они входили в состав Совета директоров Товарищества, главный офис которого вместе с магазином и чаеразвесочной фабрикой располагался в доме на Мясницкой.

Семья Бахрушиных вела активную меценатскую и благотворительную деятельность. Ее традиции были продолжены Елизаветой Сергеевной, которая после венчания в 1878 году с Владимиром Александровичем, объединила дела милосердия двух семей: Бахрушиных и Перловых. В разное время она возглавляла Совет Больницы и родильного приюта, носивших фамилию ее мужа, а также принимала активное участие в работе Пятницкого городского попечительства о бедных. В его задачи входила выдача пособий нуждающимся (в том числе семьям инвалидов и военнослужащих запаса), помощь в трудоустройстве. Его сотрудники навещали больных, за которыми некому было присмотреть. При попечительстве даже существовали ремесленные училища, в которые охотно шли представители бедных слоев населения, не способных оплатить обучение в высших учебных заведениях.

Ну а сам, Сергей Васильевич Перлов, на первый взгляд ничем не выделялся среди своих братьев. Также как и они, он был человеком крайне деятельным, совмещая дела Чайного Товарищества с общественной и благотворительной деятельностью. Как и некоторые из его родственников, он также занимал должность выборного в Московском купечестве и Биржевом комитете. И гласным Московской городской Думы он тоже успел поработать. Около семи лет Сергей Перлов был агентом Московского комитета о просящих милостыню, созданного с целью искоренения нищенства, как социального явления. За свои дела он    многократно удостаивался наград Российской империи: орден Святого Станислава III        степени в 1887 году, Святой Анны III степени тремя годами позже. Наконец, уже после того, как Сергей Васильевич, основал свое Товарищество чайной торговли, он получает еще более почетную награду – орден Святого Станислава II степени. И далее на протяжении всей своей жизни он будет отмечен ими еще не раз, в том числе иностранными знаками отличия. Что ж, весьма похвально! Но и здесь мы не видим ничего сверхъестественного, поскольку многие представители династии Перловых также отличались заботой о нищих и бездомных. Они возводили приюты, организовывали бесплатные столовые, тратя на это большие средства. И все же, когда говорят о благотворительной деятельности купцов Перловых, то в первую очередь вспоминают именно Сергея Васильевича. Так какими своими деяниями он заслужил благодарную память потомков? Именно потомков, а не современников, поскольку упоминание о Третьяковых, Морозовых, Бахрушиных, Рябушинских мы можем встретить практически в любой творческой автобиографии того периода. Всех, кроме Перловых вообще, а Сергея Васильевича - в частности.

Мы можем предположить, что это было связано с особым внутренним устройством его человеческой души, которая презирала славу мира сего, славу человеческую, а от того – славу преходящую. Любой мало-мальски воцерковленный человек заметит сквозящую в поступках С.В. Перлова глубокую христианскую веру, которая ведет к смирению гордыни, вследствие чего даже самый щедрый жертвователь, осчастлививший своими деяниями всех и вся, зрит над собой направляющую волю Божию и считает себя «рабом ничего не стоящим, потому что сделал, что и должен был сделать» (Лк. 17: 10). Вот почему, будучи человеком, почитавшим Евангелие главной книгой своей жизни, Сергей Васильевич старался скрывать и по возможности замалчивать собственную добродетель во избежание того, чтобы приобретя награду от людей, не потерять тем самым награды от Бога. И это у него получилось.

Прожив почти пятьдесят лет в непрестанных трудах, он, как предприниматель, заслужил искреннюю любовь у своих подчиненных, поскольку всячески старался улучшить условия их жизни, непрестанно заботился об их семьях. Но главное дело, восстановление Шамординской обители, было еще впереди.

Началось все с того, что жена Сергея Васильевича, Анна Яковлевна, стала посещать Оптину пустынь. Этот неприметный в Средние века мужской монастырь в окрестностях Козельска сделался в XIX веке подлинной колыбе-лью русского старчества. Вскоре неподалеку от него обра-зовалась небольшая женская монашеская община. Деятельное участие оптинского старца Амвросия привело к ее активному развитию. Вот почему, к началу XX века в ней уже подвизалось около 800 сестер. Кроме того, при монастыре находились приют для сирот и богадельня. Чтобы их всех разместить и прокормить, требовалось изрядное количество средств. Но откуда их взять? Тем не менее, отец Амвросий был твердо убежден в том, что Господь не оставит Шамординскую пустынь и после его смерти. По его мнению, в жизнь обители должен войти человек, который возьмет на себя хлопоты, связанные с ее содержанием.

Им стал Сергей Васильевич Перлов. Его знакомство с Шамордино могло состояться и раньше, однако по совету отца Амвросия, Анна Яковлевна не настаивала на совместных поездках. Тем более, что дорога до Козельска могла отнимать не один день. Наконец, в 1885 году С.В. Перлов решился сопровождать свою жену в ее поездке в Оптину. Знакомство со старцем произвело на него неизгладимое впечатление, и как-то само собой получилось так, что уже в первый свой приезд состоялось посещение Шамординской пустыни. Она очень понравилась Сергею Васильевичу, но вскоре он возвратился по торговым делам в Москву. Его отсутствие длилось долгих четыре года. За это время обитель разрослась еще больше. Было начато возведение большого Казанского собора, однако на окончание строительства банально не хватало средств. А в 1891 году настоятельница Шамордино, игуменья Евфросиния, тяжело заболело. Не успев начать развиваться, женский монастырь грозил придти в упадок. И в этот час бремя ее забот смог взять на себя С.В. Перлов. Мы не знаем точно, что смогло заставить его решиться на такой шаг. По воспоминанию близких, Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.

Так или иначе, но с тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои доходы от торговли чаем на поддержку обители. Не терпевший бездельников, С.В. Перлов оценил трудолюбие насельниц монастыря, и сделал со своей стороны все возможное, чтобы облегчить их жизнь. На его средства было окончено строительство Казанского собора, для чего он привлек известного архитектора Сергея Владимировича Шервуда, который возвел его в русском стиле из красного кирпича. По местным меркам он был колоссальных размеров и мог вмещать до 3000 человек одновременно. После этого монастырский ансамбль был дополнен трапезной палатой, домом-кельей Амвросия Оптинского, больничным корпусом и богадельней.

Столь горячее участие С.В. Перлова в делах обители отнимало у него уйму времени. Вот почему, если раньше он бывал в Шамордино, в основном, короткими наездами, то после 1891 года его посещения стали более продолжительными. С целью уделять больше внимания монастырю он даже выпросил у правящего Калужского архиерея разрешение на постройку небольшого гостевого домика для себя и Анны Яковлевны. Навыки, полученные Сергеем Васильевичем при управлении большим коллективом Товарищества чайной торговли, очень пригодились ему теперь. От его глаза не ускользала даже мелочь. Обратив внимание на то, что Шамординский монастырь расположен на возвышенности, вдали от источников, он распорядился построить небольшую водокачку, строительство которой было завершено в короткие сроки.

По инициативе С.В. Перлова при обители были устроены самые разнообразные мастерские, начиная от живописной и заканчивая коверной. В образовательных и просветительских целях (это вообще было отличительной чертой русских монастырей) организовывается небольшая типография. Тем самым Сергей Васильевич старался сделать обитель финансово независимой, чтобы она могла смело смотреть в будущее.

На всех послушаниях трудились Шамординские насельницы. В первое время он им помогал, присылая необходимые учебные пособия. Скажем прямо, ученицы ему попались способные. Большая часть церковной утвари церквей обители была сделана их руками. Да и кушали они в основном то, что ими же и выращивалось на прилежащих огородах. Естественно, за исключением чая, поскольку он был «вотчиной» Сергея Васильевича, в изобилии снабжавшего Шамординскую пустынь его лучшими сортами.

После того, как забота о материальном положении обители перестала быть проблемой №1, он постарался скрасить будни ее насельниц. С.В. Перлов и раньше был поклонником музыки, особенно выделяя из современных ему композиторов Чайковского. В Шамордино он постарался создать хороший монастырский хор. Специально для этого Сергей Васильевич организовал приезд регента из Москвы, а также активно принимал участие в подборе музыкальных произведений. Его труды были вознаграждены, и вскоре хор обители стал одним из лучших в Калужской епархии.

Наладив в Шамордино жизнь, «заразив» здесь всех своей кипучей энергией, С.В. Перлов не переставал и в дальнейшем опекать обитель. Нередко он разговаривал с монахинями, вникал в их насущные потребности, стараясь не отказывать в помощи ни одному человеку. Многое из того, что он делал, сознательно им же и скрывалось. Однажды по его просьбе было переиздано описание пустыни, откуда он попросил убрать свое имя, фигурировавшее в качестве основного жертвователя. Да что там говорить, если даже ближние Сергея Васильевича подчас не догадывались о масштабах его благотворительной деятельности, о размерах помощи обители. Порой на это уходила большая часть прибыли. Но стали вследствие этого дела идти хуже? Вовсе нет! В начале XX века, когда, как мы помним, дела фирмы «Василий Перлов с сыновьями» постепенно пришли в упадок, объемы продаж Товарищества чайной торговли только возрастали, достигнув к 1915 году своего максимума. Даже сам С.В. Перлов неоднократно говорил, что с началом поддержки Шамординской обители, его торговые дела пошли, как нельзя лучше. Вот уж действительно дела праведников благословляются свыше.

Знакомясь с жизнью Сергея Васильевича, можно представить его в виде типичного русского купца богатырского телосложения, с характерной бородой размером с лопату, поименно знающего святцы, который не начнет нового дела, не осенив себя крестным знамением… Вновь встают перед глазами картины из пьес А.Н. Островского. Однако к нашему герою такой образ был совершенно неприменим. С.В. Перлов был вполне светским человеком, не чуждавшимся ничего нового. В молодости у него была страсть к путешествиям, и он много исколесил по Сибири. Именно в своих поездках Сергей Васильевич приобрел любовь к коллекционированию, что было очень распространенным и модным увлечением в конце XIX – начале XX века. Больше всего он увлекался оружием и фарфором, среди которого были частью западные, но в основном, восточные экспонаты.

Не будем забывать, что Кяхта, «откуда есть пошла» отечественная чайная торговля, представляла собой мост между Россией и Востоком.

Собранная им коллекция оказалась достаточно значительной. В ее самую многочисленную (и наиболее ценную) часть входили образцы восточного оружия XIV-XVII веков. В дальнейшем она была унаследована дочерями Сергея Васильевича: Елизаветой и Любовью. Будучи замужем за известными меценатами Бахрушиными, они сумели ее сохранить. В дальнейшем коллекция была передана в музей Отечественной войны 1812 года, организованного в Москве по случаю столетия победы над Наполеоном. Отдельные ее экспонаты уже в советское время оказались в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, где они хранятся по сей день.

Часть привезенного из Китая фарфора была выставлена прямо в магазине на Мясницкой, придавая ему шарм, дополняя уютный интерьер. О его дальнейшей судьбе практически ничего неизвестно. В конце октября 1917 года в Москве шли сильные уличные бои с большевиками. Многие магазины были попросту разграблены. Не избежал этой участи и дом №19.

Ну а Сергей Васильевич Перлов прожил долгую, счастливую жизнь. Дела у двух его любимых детищ (Товарищества чайной торговли и Шамординской пустыни) шли успешно. Неизвестно, как бы сложилась их дальнейшая судьба, если бы не перевернувшая с ног на голову Революция 1917 года. К счастью, Господь забрал душу этого праведника раньше, чем ее ужасы обрушились на Россию. В 1911 году С.В. Перлов скончался в Москве в окружении родных и близких. Он завещал похоронить себя в Шамординской часовне, которая являлась последним пристанищем земного пути игумений монастыря, что и было исполнено.

Во время Гражданской войны, в которой большевики устроили России настоящую кровавую баню, обитель была разорена и осквернена. Монашествующих разогнали по окрестным деревням и селам. Все мало-мальски ценные предметы церковного обихода были конфискованы в рамках проводившейся в двадцатые годы компании по изъятию церковных ценностей. После этого некогда процветающее Шамордино стало выглядеть так, как будто по ней пронесся ураган.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Благотворительность

Честь в труде!

04.05.2012

В 1887 году отмечался столетний юбилей основания чайного дела Перловых, который «виновники» торжества постарались превратить в поистине всенародный праздник. Основные гуляния проходили на Первой Мещанской улице, нач
Не теряя души: о тех, кто работал во благо страны!

03.05.2012

Семен Васильевич Перлов, владелец фирмы «Василий Перлов с сыновьями», , активно занимался благотворительной деятельностью. Особым его попечением пользовался приют для девочек в Болшево.Он стал одним из его организ
Купцы Перловы-кто они? Представители последней чреды предпринимателей царской России или служители Отечества?

03.05.2012

И тут Сергею Васильевичу пришла в голову идея перестроить магазин на Мясницкой в китайском стиле. До этого в Москве ничего подобного не было. Найти мастера, взявшегося бы за эту работу, было не так-то просто. И тут ему
Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России.

21.04.2012

Мотивы участия женщин в благотворительных организациях в современной России. Возраст большинства женин, участвующих в благотворительных организациях в современной России свыше 40 лет. В ходе исследований было устан
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

07.04.2012

Через историю в современность
Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли?

24.03.2012

Насколько выгодными и окупаемыми могут быть пожертвования в культуру вследствие развития туристической отрасли? Россия является страной с удивительным культурным наследием. Такие наши соотечественники как Чайков
Культура чистого сердца

23.03.2012

Нищий богатым питается а богатый нищего молитвою спасается. Благие дела от чистого сердца и доброй души Благотворительность милосердие меценатство - почти забытые понятия в нашем времени.
Духовное воспитание в обществе и в семье

05.03.2012

Сергей Проскурнов г. Волгоград Жизнь человека состоит из разных сторон его деятельности но она не мыслима без духовных ценностей которые являются фундаментом всей человеческой жизни. Духовные ценности воспитывают
Исторические особенности благотворительной деятельности в России в постсоветское время

21.02.2012

Каковы приоритеты Благотворительности начала 21 века в России?Итоги 2001-2011г.г.К концу восьмидесятых годов советское общество отличалось высоким уровнем социальной защиты. Несмотря на «политическую неблагонадежность»
От милосердия души к русскому меценатству!

18.02.2012

Анализу благотворительности в дореволюционной России посвящено множество книг и различных статей. Подробно описаны и исследованы биографии русских меценатов эпохи 19-20 века. На Западе благотворительность в больше

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова