АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

КАРТАШЕВ Павел
режиссёр театра и кино, поэт.
Художественный руководитель кино-театрального объединения  VOX SCAENICA e.V., Мюнхен, Германия.
В идеале, культура должна воспитываться для молодежи теми, кто к этому призван Богом, педагогами с творческим началом, художниками, мыслителями и философами, как это было в древней Греции.

Но это – в идеале, а в реале – многие из тех, кто имеет такой талант, его не реализуют под давлением идеалов общества потребления.

Павел, расскажите, пожалуйста, о том, как начинался Ваш творческий путь? И почему была избрана культурная сфера?
Я родился в Новосибирске в 1971 году. В детстве с родителями переехал в Молдавию в город Бельцы, где и окончил среднюю школу с серебряной медалью. На фоне усиливающегося распада советской сверхдержавы, мои творческие поиски были направлены в сторону углублённого самопознания и "против денег" (я вырос в одной из самых зажиточных семей тогдашней советской Молдавии).
Две попытки поступления на астрономическое отделение физфака МГУ перед армией в 88-89 гг., затем тяжелейший для меня армейский период 89-91 гг., метания души между духовной Семинарией, литературным и медицинским институтами, всё же привели меня после "дембеля" в родной Новосибирск. После поступления в 1993 году в Новосибирское театральное училище (ныне Новосибирский государственный театральный институт),  мастерская А.С. Кузнецова и Т.И. Кочержинской, на год все родственники отвернулись и мне потребовалось несколько лет упорной работы, чтобы доказать прежде всего самому себе, что выбранный путь в жизни – это мой Путь. Были прочитаны тонны книг по эзотерике, оккультизму, философии, истории религий и психологии.

Поиски в театре Станиславского, Арто и  Гротовского оказались наиболее близки и необъяснимым образом понятны мне на интуитивном уровне. После окончания НТУ весной 1998 года был принят в труппу Новосибирского театра п/р С. Афанасьева, где репетировал роль Паратова в "Бесприданнице". В том же году поступаю в РАТИ-ГИТИС в мастерскую Романа Григорьевича Виктюка, которую успешно оканчиваю в 2003 году по специальности режиссура музыкального театра (диплом подписан Еленой Васильевной Образцовой).

Параллельно с учёбой в РАТИ-ГИТИСе преподавал актёрское мастерство во ВГИКе им. Герасимова (актёрский факультет, мастерская Э.Г. Виторгана).
В период с 2003 по 2009 гг. занимал руководящие должности в организациях, специализирующихся в сфере федерального PR и GR: разработка и проведение российских и международных инвестиционных отраслевых конференций и семинаров с участием крупнейших российских и иностранных компаний и корпораций при поддержке и участии соответствующих структур федерального центра и дипломатического корпуса. Этот период моей биографии многих раздражает, но это было и мне не стыдно говорить об этом.

Павел, в каких проектах Вы заняты сегодня? Что запланировано на этот год?
В 2009 году я вернулся в кино-театральный мир. Однако хочу отметить свою дипломную работу – постановку оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (эротические сны), Учебный театр РАТИ-ГИТИС, 2003. В том спектакле сразу три роли - Лешего, Царя Берендея и Леля – блестяще сыграла Oльга Леман-Балашова, ныне солистка Королевского оперного театра Пармы.
Возвращение в искусство началось в Германии. В мае 2009 совместно с немецким журналистом и экспериментатором в области кино- и театрального искусства Хаимом Билга в Мюнхене была осуществлена постановка поэтического перформанса по произведениям Толлера, Рильке, Блока, Маяковского «Поэзия — камертон нашего времени. Диалог эпох».

На профессиональной российской сцене дебютировал одноименным спектаклем по пьесе А.П. Чехова «Чайка» (Экспериментальный проект Театра Романа Виктюка, 2010), премьера которого состоялась на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова.

Действие в этом спектакле начинается «с конца» - с самоубийства Константина Треплева... Актеры работали на энергетике, без фонограмм, не прикрытые даже декорациями. Это метафизический взгляд на процессы творчества как такового из другого измерения, в котором правит Любовь... От первой мысли поставить именно такую «Чайку» до ее реализации прошло 16 лет.

В том же 2010 году, в Мюнхене, совместно с Хаимом Билга я основал и возглавил, как художественный руководитель, кино-театральное объединение VOX SCAENICA (лат.  «голос сцены»). Следует сказать, что после премьеры в МХТ им. А.П. Чехова, весь дальнейший гастрольный тур «Чайки» по России и Украине, включая подмостки Ялтинского театра им. А.П. Чехова, шел под "шапкой" нашего вновь созданного кино-театрального объединения с приставкой «Экспериментальный проект Павла Карташева».

В 2011 году дебютировал в кино игровым короткометражным фильмом «Сон», посвящённым Андрею Тарковскому. Картина длится всего 8 минут, в ней по сюжету, женщина, некогда сделавшая аборт, встречает на Пасху в церкви свою нерождённую дочь. Сон-аллюзия, сретение человека со своей совестью (сценарий совместно с Х. Билга).
Пишу стихи уже более 7 лет. И начал как раз в тот момент, когда занимался бизнесом, когда как воздух стало необходимо творчество. Поэзия и спасла. В дальнейшем понял ясно и бесповоротно, что без искусства не смогу жить.

Что для Вас значит Культура? И кем она должна воспитываться для современного молодого поколения?
Культура для меня это пространство обретения творческой свободы, как уже реализованная историческая данность на Земле, так и зарождающаяся здесь-сегодня-сейчас и соотносимая с будущими жителями нашей планеты. Если человек это образ и подобие Творца, некий иероглиф, руна, знак, буква, символ из совокупности тела и энергетической субстанции – души и духа, то человечество это постоянно пишущаяся Книга, в которой процессы рождения, жизни и смерти отдельных её графем-людей симфоническим образом переплетаются между собой во времени и пространстве и становятся белым листом бумаги, фоном, полотном, а вот то, что наносится, что становится видимым, вычерчивается  на этом историческом информационном носителе и есть Культура.
В идеале, культура должна воспитываться для молодежи теми, кто к этому призван Богом, педагогами с творческим началом, художниками, мыслителями и философами, как это было в древней Греции. Но это – в идеале, а в реале – многие из тех, кто имеет такой талант, его не реализуют под давлением идеалов общества потребления, из-за недостатка веры в себя, страха перед материальными трудностями, идут работать менеджерами по продажам и становятся глубоко несчастными людьми. В результате страдает общество. Ведь даже чтобы нести что-то светлое в интернет-пространство, нужно это "что-то" иметь в душе как культурный багаж, а лукавство и потакание страхам в выборе жизненного пути лишают этой благодатной силы человека, он становится элементарно злобным и – что самое печальное – ведёт-таки, кармически, за собой молодёжь, но куда?.. Процент тотального безверия среди потенциальных учителей, носителей культуры, – чудовищен, достаточно заглянуть в любую социальную сеть, «Ютуб» или в тот же «ЖЖ».

Национальное культурное достояние – что Вы вносите в данное понятие? Какие объекты?

Лично для меня это православие – генетическая матрица России. Я могу работать в Германии, Израиле или США, но душой я русский человек, носитель мощнейшей уникальной культуры, векторонаправленной внутрь человека, в самую суть глубинных духовных процессов. Сохранение и развитие этой культуры – огромная ответственность! Генетическое свойство русского народа – песня, напев, мелодийность. Душа нации, спящая ныне как богатырь Илья, сформировалась 1000-летней поступью истории Руси, в течение которой наши предки воспевали Бога в храмах (Литургия) и в быту (фольклор). То есть национальным культурным достоянием, на мой взгляд, является удивительный феномен "русской души", описанной Николаем Гоголем, озвученной Петром Чайковским и снятой Андреем Тарковским. Другое дело, что сосудами этой энергии являются сейчас люди, рассеянные в силу объективных причин по всему земному шару и, увы, не все люди на территории России, и даже называющие себя православными, могут считаться "солью земли" – опять-таки, я лишь вправе говорить о процессах, которые вижу ежедневно, но не моё дело судить происходящее. Понимаете, уж в больно сложное время нам выпало жить, когда подчас люди с ярлыком "атеист" дела делают истинно христианские и наоборот.
Если же говорить о некоем символе национального культурного достояния, то для меня это, безусловно, Российская Государственная Библиотека или в простонародье "ленинка".

Культура Новой России – какая она?
У Антона Чехова в «Вишнёвом саде» есть гениальная фраза, которую произносит старый слуга Фирс: "...теперь всё враздробь, не поймешь ничего". Культура Новой России это "звук лопнувшей струны" – СССР. "Струны" уже 20 лет как нет, а звук пока остался – в людях, в моём поколении и старше. И если мы не сумеем сохранить и передать потомкам тот "культурный аромат эпохи человечности", я уж не говорю – возродить, то это будет сродни закопанному таланту в землю.

Какими рычагами или методами должна осуществляться поддержка русского языка среди иностранных граждан на территории России и наших сограждан за рубежом?
Вопрос не простой. Очень... Ведь можно принять соответствующие законодательные акты, регулирующие в сторону роста внутригосударственное положение дел в этом вопросе, и точечно саккумулировать на счётах госфондов и частных инициатив денежные средства, способные повлиять на внешнероссийскую позитивную динамику русского языка. Но. Кто будет осуществлять это, где кадры? Вопрос должен решаться параллельно и срочно, а, точнее сказать, его надо решать "ещё вчера". Ну, вот к примеру, посмотрите, что происходит в живом профессиональном секторе русского языка – в российском театре. Ведь без современных текстов театр не способен развиваться, тем более русский. Что такое был Художественно-общедоступный театр, впоследствии МХТ, каков был репертуар, кого ставили? Ал. Толстой, Чехов, Горький – мощнейшие современные авторы, на пьесах которых воспитывалась команда актёров нового типа, "оживившая" затем и признанных классиков, которые, так, на секундочку, были современниками своих эпох. То есть современные драматургические тексты – это кровь "живаго" театра. А что мы имеем сейчас? Кто слышал о театре, например, ДОК – меня поймёт. Ведь это же ужас! И вроде бы драматурги талантливые есть и рады бы писать сквозь призму поэтического осмысления бытия – высшего предназначения театрального искусства, но ведь не поставят же, "мейнстрим", извините, не позволяет. Вот и пишут "пра жызэнь", чтобы хоть в шорт-лист куда-нибудь вошло. Замкнутый круг... А тем временем русский язык трансформируется в отнюдь не благозвучную сторону, и языковой апокалипсис уже не за горами.

Как сохранить Культуру в век информационного развития общества? Как не утратить нашей ментальности и культурного наследия?
Без цензуры не обойтись, убеждён. И это нормально. Вы знаете, любопытные вещи стали происходить в топовых соцсетях – твиттере и фэйсбуке: тот круг людей, с которым я общаюсь, а он довольно большой, за мат удаляет из друзей. То есть началась общественная социально-лингвистическая хирургия. А потому что надоело. В театре пока по-другому. Есть пьесы, в которых нецензурные выражения органически вжиты в языковую драматургическую ткань, и их не выкинуть. Но таких пьес раз-два и обчёлся. Большинство современных текстов это мат ради мата чтобы было "круто".
В сохранении нашей ментальности и культурного наследия, я думаю, своё слово ещё скажет современная русскоязычная поэзия, носители которой есть во всех уголках Земли. Точка невозврата пройдена года два назад, количество текстов и авторов геометрически растет, но их никто не поддерживает! На том же сайте Стихи.Ру авторы вынуждены сами платить деньги, чтобы напечататься в сборниках, хорошо ещё за виртуальные публикации денег не берут. Почему государству не помочь русским поэтам?  А начать собирать для этого авторитетные комиссии, так снова попадаем "в запендю", так как наши уважаемые мэтры по старинке кроме самих себя любимых никого за поэтов не считают. И вот тут интернет работает во благо, сейчас как бы назревает "русская поэтическая революция". Хорошо бы на уровне госфинансирования её не проморгать.

Что для Вас является самым главным в людях?
Умение признавать свои ошибки и радоваться успехам других.

Павел, какие планы на будущее?
Постановка пьесы Славы Дурненкова «Сухие завтраки». Это поствампиловская драматургия, сильнейшая вещь, кричащая об экзистенциальной катастрофе человека. Главный герой – Игорь Андреев – это Зилов нашего времени из мира "манагеров". Учитывая специфику моей биографии, эта пьеса абсолютно то, что называется "мой материал". Методами вскрытия современной драматургии, уже ставшими традиционными, её не поставить (мировой премьеры пока так и не было) – там сны...
Сам текст доступен в списке лучших современных пьес на сайте "Маски-плюс" с 2010 года.
Так же в планах съёмки артхаусного игрового фильма "Квадратура Арбата". Эта картина будет о Поэте, ушедшем на поиски себя не в горы или в монастырь, а в самую гущу современного мегаполиса, на Арбат.

После почти двухгодового перерыва и предшествующим этому годовому гастрольному туру в России и Украине, «Чайку» буду восстанавливать, не могу иначе. Людям это нужно.
Ну и конечно стихи – постоянно ведущийся дневник-хронограф моей души.

Какие программы на федеральном уровне способны изменить ситуацию в сфере поддержки культуры? Вовлечь молодёжь? Стать интересной для детей и подростков?
Любые, даже суперпрограммы без профессионалов в этой сфере, обречены на крах. Это, знаете, как с благотворительностью сейчас. Нужно очень точно знать и понимать, как, кого и зачем поддерживаешь. Иначе все это превращается в "маниловщину" и приносит чаще вред, чем пользу. У китайцев есть поговорка: "Не давайте нищему деньги, дайте ему удочку и научите ловить рыбу". Нужно восстанавливать институт русского меценатства, нужны Морозовы, Мамонтовы и Третьяковы. А это уже уровень Культуры общества.
Ваши пожелания Общероссийскому культурному проекту «Альянс поддержки меценатских инициатив»!
Терпения и мудрости.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Другие Интервью

О патриотическом воспитании молодежи и формировании идеологии будущих поколений

20.03.2014

Вячеслав Калинин - российский общественный деятель. Член Президиума общероссийской общественной организации "Офицеры России". Член Союза журналистов, член Союза писателей России.
Качественное и конкурентоспособное образование как национальный приоритет России!

02.11.2013

Жукенова Сауле Беишевна, Председатель комиссии по образованию Центрального Совета сторонников  Всероссийской политической партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Президент Межрегиональной общественной организации  содействия
Николай Герасименко: «На собственном примере они помогают другим!»

30.10.2013

28 октября текущего года состоялось 5-ое выездное заседание Межфракционной депутатской рабочей группы по вопросам комплексной реабилитации наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний.
социальное предпринимательство в действии

30.10.2013

  Юлия Ракова Руководитель направления инновационных проектов Предпринимательского Сообщества СКОЛКОВО Управляющий партнер стартапа «Агентство серийного предпринимательства» Эксперт - ментор Открытого универ
БАЙКОВ ВАДИМ

26.06.2012

БАЙКОВ ВАДИМпевец, композитор, музыкальный продюсер Вадим, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе, как бы охарактеризовали свой профессиональный путь?
Стоит ли нам возрождать Меценатство в современной России?

22.06.2012

КУЛИКОВАЮлия ПавловнаДиректор Общероссийского культурного проекта АПМИ,Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» Юлия Павловна, как Вы оцениваете институт меценатства дореволюционной России, что ст
КАРТАШЕВ Павел

16.04.2012

КАРТАШЕВ Павел режиссёр театра и кино, поэт. Художественный руководитель кино-театрального объединения  VOX SCAENICA e.V., Мюнхен, Германия. В идеале, культура должна воспитываться для молодежи теми, кто к этому призван Бого
КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Константин

14.04.2012

КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ КонстантинЗаведующий кафедрой философии Московской Академии Образования Культура - это образ Рая здесь и сейчас. В этом смысле культура позволяет даже в нашей временной жизни ощущать и переживать вечн
ЯРЕМЕНКО Николай

14.04.2012

ЯРЕМЕНКО Николай главный редактор «Радио Спорт», академик Российской Академии Радио (РАР) Спорт - нематериальный актив, некапитализируемый напрямую. Это гордость и удовлетворение от медалей и побед наших соотечестве

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова