АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

музыкант (Магаданское музыкальное училище, Красноярский государственный институт искусств, Нижегородская государственная консерватория).

Желаю вам «иметь мужество изменить то, что изменить можно».

О персоне:

Род деятельности: менеджмент в сфере культуры.

Красноярский театр оперы и балета, Министерство культуры РФ (Отдел науки департамента Образования и науки); Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева – (заместитель художественного руководителя), проректор по концертной работе и связям с общественностью уникального по своей специфике вуза Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

Ключевые проекты: цикл музыкально-литературных композиций БСО имени П.И. Чайковского («Война и мир» на Х фестивале русской культуры в Каннах, «Пер Гюнт», «Алеко»), Год русской культуры Китае, дискуссионный цикл на радио культура «Pro et Contra», новая постановка рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» с театром «Современная опера» на фестивале Пьера Кардена в Замке Маркиза де Сада (Лакост, Франция). Социальные проекты: «Путь к милосердию» в помощь Больнице святителя Алексия, митрополита Московского, «Дети на репетициях оркестра» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, ежегодный благотворительный Детский Пасхальный фестиваль в Музее боевой славы на Поклонной горе для детей из различных христианских конфессий, ежегодный благотворительный фестиваль для музыкально одаренных детей-инвалидов «Белый пароход. Поющие реки России», международный благотворительный фестиваль детских профессиональных хоров «Дружат дети на планете» при поддержке Министерства культуры РФ и ЮНЕСКО.

Что для Вас значит Культура?

Для меня культура – это то, что делает человека человеком. Культура – это феномен одновременно и личный и коллективный, как некая система координат сугубо субъективных мотивов, через которую каждый усматривает в себе и в окружающем пространстве «нечто большее».

Людям свойственно подходить к миру не только с утилитарных или абсолютно рациональных позиций, но и, если хотите, с метафизической точки зрения, поэтому культура – это постоянная константа нашего с вами существования, это попытка поставить «последние вопросы» бытия в неком историческом контексте. Контексты бывают разные, история тоже. Отсюда и неодинаковые ответы.

Кем она должна воспитываться для современного молодого поколения?

Не совсем ясна постановка вопроса, что значит «кем воспитываться»? Воспитание - это целенаправленное формирование личности, т.е. подготовка и планомерное проведение неких воспитательных акций. Если вопрос в том, кто именно занимается этим самым «формированием» современной молодежи в нашей стране, то ответ такой – на макро уровне (в рамках государственной программы) – никто, на микро (семья, двор, школа, интернет, телевидение и т.п.) – все, а значит все-таки никто. Сегодня в этом направлении не только не разработана единая национальная программа, но и продолжается уничтожение многих ранее сильнейших центров образования и культуры.

Что касается молодого поколения, то нынешняя, условно говоря, «молодежь» - явление настолько разнообразное и неоднородное, что говорить тут о каких-то узких и жестких алгоритмах – дело безнадежное. Нужно создавать такие условия, в которых современная молодежь сможет безболезненно интегрироваться в реальную «взрослую» среду, получать о ней достоверную информацию, иметь на эту среду непосредственное влияние и равные, между собой, возможности социальных лифтов.

Национальное культурное достояние - что Вы вносите в данное понятие? Какие объекты?

В культуре России сочетается огромное количество традиций и вариантов толкования вопросов, своих для каждой исторической эпохи. Есть, например, славянофильство и западничество, есть Курбский и Чаадаев, а есть Победоносцев с его известной триадой, есть культура на службе тоталитарного режима, а есть неподцензурное, «из-под глыб», слово, за которое люди шли на смерть.

Величайшие имена – Глинка, Мусоргский, Пушкин, Толстой, Рахманинов, Набоков, Тарковский, Шостакович, Бродский – считаются явлениями мировой культуры. У русской многонациональной (или интернациональной, как это было в СССР) культуры не будет будущего, если она перестанет быть частью мировой, если хотите, глобальной культуры в лучшем понимании этого слова. Может ли это произойти сейчас в переломную для нас эпоху? Все будет завесить от того станет ли государство сегодня хранителем, или, наоборот, хоронителем национального культурного достояния.

То же самое касается так называемых «объектов» культуры. Чаще всего, под «объектами» подразумеваются исторические архитектурные памятники, хотя я бы в это определение включила и крупные художественные акции (выставки, фестивали…) и выдающееся концертные коллективы (театры, оркестры, хоры…), причем охраняться и сохраняться это наше «культурное достояние» должно не только в центре (Москве и Санкт-Петербурге) но и на периферии в регионах.

Что же касается современного отношения к культурному достоянию, то вот типичный пример. Москва, столица государства, национальный символ, которая практически полностью потеряла свою старую архитектурную субстанцию (вы понимаете, что я имею в виду не Кремль и Красную площадь), потому что, конечно, реконструировать что-то гораздо сложнее, чем просто все снести и построить новый офисный центр с «башенками». Почему-то все, что касается кропотливого и многосложного труда, согласований множеств ведомств, приложения дополнительных усилий у нас либо погибает в бюрократической волоките, либо односложно уничтожается. Но если не реставрировать вовремя иконы, а наоборот, накрывать ими бочки с квашеной капустой, то может сложиться, что очень скоро не станет и тех, кто этой капустой питается.

Культура Новой России - какая она?

Хотелось бы точнее знать, что вы понимаете под «Новой Россией».

Имеется ли в виду культура постсоветской России, в которой выросли мы с вами, или та, что рождается сегодня вместе с волонтерами, тушащими летние пожары, блоггерами, оказывающими колоссальное влияние на общественное мнение, добровольцами, выступающими на февральских митингах?

Если коротко, то культуру «Новой России» невозможно отрывать от культуры «Старой России». При советской власти культура была частью пропагандисткой машины, и то, что в эту машину не встраивалось, жестко отторгалось. Поэтому огромный зарождающийся пласт культуры в России был просто стерт, уничтожен. А ведь в начале 20 века именно Россия была в арьергарде самых актуальных культурных тенденций. Стиль модерн, стиль авангард – все это родилось в России и до сих пор определяет культурное лицо мира.

За последние 20 лет на культуру страны масштабно повлияли как внутренние, так и внешние тенденции. Внутренние – образование культурного и идейного вакуума после распада советского режима в 1991 году, в который тут же вторглись низовые культурные стереотипы и практики (я имею в виду тюремную культуру и идеологию ничем не ограниченного стяжательства). Поэтому 90% россиян сейчас слушают жуткое «Радио Шансон», и 99,9% убеждены, что деньги есть абсолютный критерий и решают все.

Что касается внешних условий – то здесь, конечно же, нельзя не принимать во внимание роль информационной революции. Никто не может точно спрогнозировать, к чему в плане дальнейшего развития культуры приведет распространение неподконтрольных «социальных масс-медиа» (сети Facebook, Twitter и т.д.) c их оперативностью и отсутствием пространственных ограничений, и чем все это закончится, – вряд ли кто-то знает.

Не поймите меня превратно – я не говорю сейчас о профессиональном искусстве, охраняемых государственных памятниках, представителях культурной и научной элиты. Меня в данном случае волнует общее положение дел и среднестатистический россиянин, проживающий на Урале или в Якутии, который, увы, не посещает по воскресеньям филармонические концерты. И если в советское время у государства была разработана целая национальная программа по приобщению населения к культуре, действующая на территории 75 регионов страны, которой занимались профсоюзы и Всероссийское музыкальное общество в сотрудничестве с Министерством культуры, то сегодня в России адекватной программы нет.

Какими рычагами или методами должна осуществляться поддержка русского языка среди иностранных граждан на территории России и наших сограждан за рубежом?

Хороший вопрос. Но кого конкретно вы имеете в виду под «иностранными гражданами на территории России»?

По своему роду деятельности мне часто приходится сталкиваться не только со славистами, которые прекрасно говорят по-русски, интересуются русской культурой, в чем-то даже превосходят в этом плане нас с вами, но и теми, кто смог глубоко вникнуть и изучить наши культурные традиции. Ближайший пример: на Третьем Московском конкурсе хоровых дирижеров Лауреатом второй премии стала китаянка Гонг Ли, которая, обойдя наших российских молодых дирижеров, получила специальный приз (!) за лучшую интерпретацию русской народной песни.

Если вы имеете в виду собирательный образ так называемого «таджика-гастарбайтера», то тут речь вообще идет не о языке, в конечном итоге, верно? Речь идет о роли миграции, а точнее ввозе в Россию (давайте возьмем на себя смелость называть вещи своими именами) рабской рабочей силы, на которой наживаются все. И это тоже вопрос культуры, так как принимающая сторона заинтересована в том, чтобы такие люди русского языка вообще не знали, потому что тот, кто не знает языка, не знает своих прав.

Обратите внимание на эти вездесущие объявления с предложением купить все – от дипломов и липовых справок до разрешений на пребывание и работу. Лично вашей жизни это сегодня не касается. Но ведь это не только та самая коррупция, с которой нас так призывают бороться с самых высоких трибун, это еще и удар по нашей с вами культуре, потому что за этим скрывается рабство. Где в Европе или Америке вы видели расклеенные на столбах объявления о продаже кому угодно «гринкард»? Я – не видела. Потому что в таких странах миграция – упорядоченный процесс, с обязательным бесплатным изучением основ языка и культуры принимающей страны.

Пойдет ли по этому пути Россия? Хотелось бы верить, что да.

Как сохранить культуру в век информационного развития общества?

Информационное общество – это, прежде всего инструмент, например, как кухонный нож. Ножом можно резать сыр, а можно убивать людей, можно поддерживать его в должном состоянии, а можно закинуть подальше и дать заржаветь. Разумеется, нужно максимально использовать помощь информационных технологий, направлять их на поддержку и развитие культуры, модернизировать работу в музеях, архивах, библиотеках, системе образования. И этим должно заниматься не только государство.

Конкретный пример. В Швейцарии и в Германии есть программы (не государственные, отметим, а на основе частно-государственного и общественно-правого партнерства с привлечением промышленных кругов) дигитализации библиотек и, что самое главное, архивов, что позволяет сделать доступ к их фондам всеобщим. Потому что в этих странах архивы – это структуры, которые не запирают историю страны от граждан страны, а наоборот, делают все, чтобы она стала частью культуры нации и была доступна всем. Получая доступ к прошлому опыту, мы укрепляем фундамент, на котором строим стены будущего. Если его не укреплять, то какие-бы прекрасные небоскребы мы не возвели, они неизбежно рухнут.

Посмотрите, как существуют библиотеки и архивы у нас. Слушайте, это стыд. Понимаете, культура – это не только Большой театр и Третьяковская галерея. Это еще и незаметная повседневность, в лице сотрудниц (ни один мужчина не может себе позволить работать в библиотеке на жалкой зарплате) этих несчастных архивов, задыхающихся в пыли, в самых некомфортных условиях труда.

Как не утратить нашей ментальности и культурного наследия?

К счастью, ментальность нации изменяется очень медленно, исподволь, вместе с историческим изменением картины мира. Но если мы в области культуры так и не отойдем от остаточного принципа и будем продолжать направлять миллиарды долларов на очередной запуск «Булавы», а не на укрепление наших культурных корней, культурных объектов, поддержку (даже не развитие, но хотя бы сохранение от варварского уничтожения) отечественной системы художественного образования, то очень скоро и в этой области окажемся «позади планеты всей».

Что для Вас является самым главным в людях?

Мне импонируют люди, обладающие творческой индивидуальностью и критическим мышлением, но самое главное в человеке, наверное, умение сострадать.


Планы на будущее!

Сейчас сложное время (во всех отношениях) для построения каких-либо планов.

Необходимо ли создание Федерального проекта "Культура"?

Один такой федеральный проект уже существует с 2001 года: федерально-целевая программа «Культура России». Конечно, должно быть множество разнообразных государственных программ, грантов, проектов, в том числе, с долевым участием бизнеса. Важно и другое – какая цель будет скрываться за этим? Не превратится ли такой проект в очередной поток финансов в карман ведомственных чиновников и разворовывание культурного наследия страны? Достаточно ли компетентные лица станут принимать решение о программах проекта?

Ваши пожелания Общероссийскому культурного проекту "Альянс поддержки меценатских инициатив".

Если взять часть из изречения Этингера, то я желаю вам «иметь мужество изменить то, что изменить можно».


Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Другие Интервью

О патриотическом воспитании молодежи и формировании идеологии будущих поколений

20.03.2014

Вячеслав Калинин - российский общественный деятель. Член Президиума общероссийской общественной организации "Офицеры России". Член Союза журналистов, член Союза писателей России.
Качественное и конкурентоспособное образование как национальный приоритет России!

02.11.2013

Жукенова Сауле Беишевна, Председатель комиссии по образованию Центрального Совета сторонников  Всероссийской политической партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Президент Межрегиональной общественной организации  содействия
Николай Герасименко: «На собственном примере они помогают другим!»

30.10.2013

28 октября текущего года состоялось 5-ое выездное заседание Межфракционной депутатской рабочей группы по вопросам комплексной реабилитации наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний.
социальное предпринимательство в действии

30.10.2013

  Юлия Ракова Руководитель направления инновационных проектов Предпринимательского Сообщества СКОЛКОВО Управляющий партнер стартапа «Агентство серийного предпринимательства» Эксперт - ментор Открытого универ
БАЙКОВ ВАДИМ

26.06.2012

БАЙКОВ ВАДИМпевец, композитор, музыкальный продюсер Вадим, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе, как бы охарактеризовали свой профессиональный путь?
Стоит ли нам возрождать Меценатство в современной России?

22.06.2012

КУЛИКОВАЮлия ПавловнаДиректор Общероссийского культурного проекта АПМИ,Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» Юлия Павловна, как Вы оцениваете институт меценатства дореволюционной России, что ст
КАРТАШЕВ Павел

16.04.2012

КАРТАШЕВ Павел режиссёр театра и кино, поэт. Художественный руководитель кино-театрального объединения  VOX SCAENICA e.V., Мюнхен, Германия. В идеале, культура должна воспитываться для молодежи теми, кто к этому призван Бого
КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Константин

14.04.2012

КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ КонстантинЗаведующий кафедрой философии Московской Академии Образования Культура - это образ Рая здесь и сейчас. В этом смысле культура позволяет даже в нашей временной жизни ощущать и переживать вечн
ЯРЕМЕНКО Николай

14.04.2012

ЯРЕМЕНКО Николай главный редактор «Радио Спорт», академик Российской Академии Радио (РАР) Спорт - нематериальный актив, некапитализируемый напрямую. Это гордость и удовлетворение от медалей и побед наших соотечестве

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова