АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Уходят великие люди культуры России! Памяти Георгия Товстоногова!


Товстоногов Георгий Александрович.

Лично для меня понятие Культуры тождественно понятию «среди обитания». Моего личного обитания и людей которые мне интересны. Среда же является конфликтным пространством для борьбы за выживание во всех сферах жизнедеятельности человека.

О себе

Я родился в1975 году в городе-герое Ленинград и свою единственную, пока, правительственную награду  получил авансом, уже при регистрации в  ленинградском Фрунзенском ЗАГСЕ через 19 дней после появления на свет... «Родившемуся в Ленинграде» - торжественные слова, выгравированные на обратной стороне «серебряной» круглой медали, покрытой милой голубой эмалью. На лицевой стороне оттиск фигуры Ленина, похожий на расстрелянный не так давно памятник Ленину на Финлядском вокзале. Я бережно храню свою медаль.

Награждению и рождению моему предшествовала встреча моих родителей режиссера Товстоногова Александра Георгиевича и актрисы Головиной Светланы Васильевны в БДТ имени Горького, где оба работали под руководством Георгия Александровича Товстоногова – в честь которого я (а впоследствии и тот театр) имели честь быть названными.

Однако, первые детские воспоминания вызывают в памяти не пасмурный Питер (как всегда называл его отец) а знойный Тбилиси. Вскоре после моего рождения Сандро Товстоногову было поручено руководство Русским драмтеатром им. Грибоедова ГССР. Четыре года проведенных в Грузии, захватили период расцвета режиссерского таланта Александра Товстоногова, и стали  счастливейшим временем в жизни нашей семьи. В 1979 году отец получил «повышение» и был назначен главным режиссером Московского театра им. Станиславского, мама с того дня и до сих пор служит в Московском театр им. Ермоловой, а я и родившийся уже в Москве брат Василий, начали жизнь типичных «театральных детей»..

В эти чудные годы советские театры ежегодно (летом обязательно) отправлялись на долгие и географически распространенные гастроли, мне же, «приписанному» сразу к двум театрам – Станиславского и Ермоловскому посчастливилось объездить тогда большою часть Союза. Так и происходили первые встречи с Профессией: живя в театре я ребенком усваивал правила Игры, т.к. других для меня просто не существовало. Можно сравнить это с методом обучения языку с «полным погружением», когда ученик, выживая в новой языковой среде не замечает процесса обучения..  Пестрая судьба закулисного ребенка привела к неминуемой развязке: в 1992 году в 16 лет  я стал сперва вольнослушателем, а затем и полноправным студентом мастерской Леонида Ефимовича Хейфеца режиссерского факультета ГИТИСа.

Описание сферы профессиональной деятельности и ключевых проектов

Полтора десятка работы режиссера вместили в себя несколько лет в индустрии рекламы в роли редактора и сценариста – в конце 90х  быстрые деньги определяли профессиональный вектор. Приятные воспоминания остались от работы на первом телеканале «отчаянных дилетантов» - новое телевидение создавалось на канале ТВ 6 под руководством И.Демидова, А.Пономарева, Л.Синельщиковой... В те годы родилась и бурно развивалась театральная премия «Чайка» - (славная идея незабвенного «Театрального понедельника») торжества вручения которой мне довелось ставить несколько лет. Уверен, что сами церемонии вручения «Чайки» тех лет (жадно впитывавшие опыт «Оскара»), во многом определили жанр интерактивных, ярких, игровых, классно срежиссированных церемоний, доминирующих сегодня. Я развиваю и эксплуатирую этот опыт и сегодня в масштабных постановках: «Золотой граммофон» и многим другим награждениям..

Все же, эта НЕ театральная работа, равно как и труд «театрального режиссера» на некоторых многосерийных телефильмах («Принцесса цирка», «Обручальное кольцо», «Мама Москва») давала суровый профессиональный опыт, наращивала «режиссерскую мускулатуру», ненадолго освобождала от материальных забот  и незаметно похищала главное – время...

Что для Вас значит Культура?И кем она должна воспитываться для современного молодого поколения?

Лично для меня понятие Культуры тождественно понятию «среди обитания». Моего, личного, обитания и людей, которые мне интересны. Среда же является конфликтным пространством для борьбы за выживание во всех сферах жизнедеятельности человека.

Сужаю тему: к примеру, завершив постановку спектакля в Петербурге я, как режиссер, перехожу из культурной среды театра имени Андрея Миронова в культурную среду МХТ имени Чехова, где преисполненный светлых надежд и словно забыв о нанесенных прежней работой ранах и разочарованиях, вступаю в новый производственный конфликт – постановку следующего спектакля.

В художественном смысле – культурная среда позволяет воплощаться мечтам: было острое желание повернуть время вспять и оказаться в местах, где был счастлив в детстве, то есть, поставить в Питере, в Тбилиси – есть спектакль «Входит свободный человек», Стоппарда, была работа над «Политической пьесой» Бугадзе в театре Руставели по приглашению Стуруа. Было стремление к преодолению экстремальной (театральной) ситуации – есть спектакль «Дурочка» во Владикавказе. Кроме того, рождались спектакли в Мурманске, Томске, Новосибирске.. Стало быть культура – пространство, где  стоит опасаться своих желаний ибо они угрожают сбыться. ))) Это общий ответ.

Частности содержаться в работах, в спектаклях – «Конец игры» Бекета, «Пышка» В. Сигарева, «Волки и овцы» Островского..

Фундамент воспитания молодого поколения был основательно и верно заложен в советское время. Это отчетливо видно нашему поколению 70-80. Я из тех, кто помнит слезы первой учительницы, дрожащим голосом оповещающей класс о смерти Л.И.Брежнева и страх, перед грядущей атакой США (без Брежнева неминуемой) охвативший не только малышей. Так вот, и в школах, и ВУЗах и попутно, мы воспитывались советскими педагогами, людьми, хватившими ВОВ и нас не назовешь потерянным или рассеянным поколением. Более того,  весомая часть моих однокурсников по мастерской Хейфеца состоялись как замечательные педагоги. Поработав вне в Москвы я ясно вижу, как бескорыстно и честно работают преподаватели на местах, как бережно и внимательно передают театральные профессии режиссеры и актеры провинциальных театров. А они – чистые бюджетники, почти лишенные возможности (подчас решающих) подработок на ТВ, в рекламе и сериалах. Счастьем для них и верным шагом было бы освобождение этой тонкой общественной прослойки от борьбы с нуждой, что непременно направило бы их энергию на созидательную работу в области культуры, в том числе в воспитании молодежи.

Национальное культурное достояние-что Вы вносите в данное понятие?Какие объекты?

Непросто рассуждать о культурном достоянии столь масштабного пространства, каким является даже современная, новая Россия. К счастью, русская живопись, литература, театр и балетное искусство, пережив кризис, снова занимают достойное место в мировом сообществе.

Хочется с радостью отметить возрождение здания Большого театра России, а также превращение отживших урбанистических объектов в культурные центры и киностудии: «3 автобусный парк» в Москве преобразован в мекку современных искусств «Гараж», славиться «Винзавод», на еще недавно заброшенных площадях «Московского Электорозавода», «АЗЛК» и др. живут и развиваются киностудии.

Капитальная реконструкция Петербургского Александринского театра определила созидательную тенденцию, в русле которой бережно сохраненная внешняя историческая структура и дух здания  оснащаются сверхсовременной театральной машинерией. Результатом столь сложного синтеза стал самый передовой в Европе театр, с поистине неограниченными возможностями. В этом смысле большие вселяет надежды начало капитального ремонта здания ГАБДТ имени Товстоногова в СПб.

Культура Новой России-какая она?

Здесь важно отметить, что наш «разговор» происходит  3-4 марта 2012, в переходный этап в жизни общества в целом. Сила момента не позволяет распыляться частности, пусть даже и яркие положительные..

В истории новой России существует тенденция некоторой разроненности центральных и региональных культурных сообществ, замкнутости последних. И если в в регионы фрагментарно поступает информация о всплесках активности в той или иной области культуры, то Москва и Петербург в целом существуют обособленно. Это особенно заметно на фоне стремительного развития средств информационного обмена в мире. Кто в Москве в курсе происходящего, к примеру, в Театре оперы и балеты в Уфе, или в казанском ТЮЗе? Обломки СССР порвали не только политические, человеческие, но и культурные связи. И, к прискорбию, не только между независимыми ныне соседними государствами, но между соседними регионами нашей страны. Финансирование большинства театров таково, что для многих в далеком прошлом осталось понятие гастролей, как краеугольного камня культурного обмена. Даже крупные фестивали «Золотая маска», «Чеховский», не говоря уже об областных региональных делают все возможное, но не в силах преодолеть раздробленность в  театральной жизни огромной страны. В этом смысле необходима новая государственная политика развития культуры в общем, реструктуризация и новый импульс, некая новая волна в СТД в частности.

Какими рычагами или методами должна осуществляться поддержка русского языка среди иностранных граждан на территории России и наших сограждан за рубежом?

Это вопрос профессиональный и требует погружения в проблему.

Сейчас могу лишь поделиться зарисовкой на заданную тему. Несколько раз мне доводилось ставить заграницей, точнее в бывших советских республиках, где я как раз находился в роли «иностранного гражданина на территории...» Итак... Понятно, что я столкнулся с активным неприятием русского языка и  его носителей в странах Балтии. В театральном мирке, правда, в меньшей степени, но этот микромир полностью погружен, вариться и переваривается в общем котле, в социуме. Не убежден, что народы, пытающиеся переписать противоречивую историю пресловутых 70 лет, историю своих дедов и еще живущих родителей выбрали верный вектор. В подобной ампутации по-живому    непросто проявить разборчивость, ведь советский опыт в области, скажем, театрального дела, сложно отделить от дореволюционного, а ведь именно на стыке эпох формировалось явление, называемое «русская театральная школа» как Станиславского, так и Михаила Чехова.

Дополню «записки путешественника» строчками из Грузии. Молодежь, в том числе и театральная, лучше владеют английским и некоторыми другими европейскими языками, чем русским. Это при том, что далеко не вся русская литературная и драматургическая классика, равно как и учебники по специальности, переведены на грузинский. Таким образом, ребята родившиеся в 80е, то есть не учившиеся в советских школах обнаруживают  серьезные пробелы в общем образовании, не говоря уже о специальном. И не по причине сомнительного уровня преподавания, а просто в силу того, как много, ох, как много они просто не могут прочесть!!!

Такая я же беда постигла меня уже на территории России в республике Северная Осетия, например. Это хоть и соседний регион но все же не Грузинское царство, где на улице не встретишь ни единой русской вывески, только родные и английские буквы. РСО позиционируется, как часть РФ. Но и там с молодыми полная беда в смысле русского языка. 30летние актеры по-русски говорят худо-бедно, читают еле-еле, а писать и вовсе не умеют. И это в многонациональном Владикавказе, где одних осетинских диалектов порядка 10, и в них сверстники лихо разбираются.

В простоте же, всякий интеллигентный человек знает, что сохранению и развитию языка способствуют непосредственное общение с носителями такового и ЛИТЕРАТУРА. Здесь нам на помощь приходит неудержимо развивающийся интернет, так что пока «будет электричество» мы не перестанем понимать друг друга.

Как сохранить Культура в век информационного развития общества?Как не утратить нашей ментальности и культурного наследия?

Нехитрый ответ содержится в самом вопросе: само по себе «информационное развитие общества» в нашей стране одной из трех своих сторон опирается на наше культурное наследие. Две другие стороны треугольника опираются на деньги и на секс соответственно.

Что для Вас является самым главным в людях?

Родственные связи и творческое единомыслие.

Планы на будущее?

В общем, в моих планах достойное продолжение режиссерской династии Товстоноговых.

В частности, я готовлю постановку в одном из московских театров, а ближайшие несколько лет планирую сотрудничать с одним из крупнейших европейских театров.

Необходимо ли создание Федерального проекта "Культура"?

Безусловно необходимо. Все мои предыдущие высказывания направлены подтвердить этот тезис.

Ваши пожелания Общероссийскому культурного проекту "Альянс поддержки меценатских инициатив"!

Искренне желаю АПМИ успеха в этом непростой и благородной деятельности. Я готов участвовать и содействовать Вам в Ваших начинаниях.

От всей души Благодарим!

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Другие Интервью

О патриотическом воспитании молодежи и формировании идеологии будущих поколений

20.03.2014

Вячеслав Калинин - российский общественный деятель. Член Президиума общероссийской общественной организации "Офицеры России". Член Союза журналистов, член Союза писателей России.
Качественное и конкурентоспособное образование как национальный приоритет России!

02.11.2013

Жукенова Сауле Беишевна, Председатель комиссии по образованию Центрального Совета сторонников  Всероссийской политической партии  «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Президент Межрегиональной общественной организации  содействия
Николай Герасименко: «На собственном примере они помогают другим!»

30.10.2013

28 октября текущего года состоялось 5-ое выездное заседание Межфракционной депутатской рабочей группы по вопросам комплексной реабилитации наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний.
социальное предпринимательство в действии

30.10.2013

  Юлия Ракова Руководитель направления инновационных проектов Предпринимательского Сообщества СКОЛКОВО Управляющий партнер стартапа «Агентство серийного предпринимательства» Эксперт - ментор Открытого универ
БАЙКОВ ВАДИМ

26.06.2012

БАЙКОВ ВАДИМпевец, композитор, музыкальный продюсер Вадим, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе, как бы охарактеризовали свой профессиональный путь?
Стоит ли нам возрождать Меценатство в современной России?

22.06.2012

КУЛИКОВАЮлия ПавловнаДиректор Общероссийского культурного проекта АПМИ,Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» Юлия Павловна, как Вы оцениваете институт меценатства дореволюционной России, что ст
КАРТАШЕВ Павел

16.04.2012

КАРТАШЕВ Павел режиссёр театра и кино, поэт. Художественный руководитель кино-театрального объединения  VOX SCAENICA e.V., Мюнхен, Германия. В идеале, культура должна воспитываться для молодежи теми, кто к этому призван Бого
КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Константин

14.04.2012

КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ КонстантинЗаведующий кафедрой философии Московской Академии Образования Культура - это образ Рая здесь и сейчас. В этом смысле культура позволяет даже в нашей временной жизни ощущать и переживать вечн
ЯРЕМЕНКО Николай

14.04.2012

ЯРЕМЕНКО Николай главный редактор «Радио Спорт», академик Российской Академии Радио (РАР) Спорт - нематериальный актив, некапитализируемый напрямую. Это гордость и удовлетворение от медалей и побед наших соотечестве

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова