АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

В наши дни станция Перловская ничем особо не выделяется. Территориально она входит в состав городского поселения Мытищи, являясь одним из его районов. Близость от МКАДа, крайне плотная застройка, вечные пробки, связанные с перегруженностью Ярославского шоссе и пригородных железнодорожных путей сообщения. Как говорится, вполне типичная картина для Подмосковья. Однако столетием ранее эти места были частью вечно сонной и удивительной по красоте Российской глубинки. Свежий воздух, кристально чистые Яуза и Сукромка, да и Лосиный остров под боком – стоит только перейти Ярославский тракт. Для пробуждения не хватало малого - рачительного хозяина. И таковыми стали купцы Перловы.

В конце XIX века поселок буквально преобразился. С их легкой руки многие состоятельные московские горожане начали возводить здесь уютные дома, в которых любили проводить короткие летние ночи их многочисленные семейства. Ну а какое русское застолье обойдется без чая, и кто лучше купцов Перловых знал в нем толк?! Постепенно провинциальное местечко начинает обживаться. Некоторые из построенных здесь дач исследователи справедливо называли шедеврами деревянной архитектуры.

С годами жить здесь становилось все уютнее. Количество частных домов к 1900 году возросло до 70, а спустя десять лет их насчитывалось уже в 3 раза больше. В пригородном парке было много места для прогулок. На реке Яуза сделали запруду, и возвели несколько купален. Увлекшиеся сельским хозяйством купцы Перловы, снабжали всю округу недорогими продуктами питания.

При этом не забывали они и о духовных потребностях жителей поселка. В 1897 году на их средства был возведен деревянный храм в честь Донской иконы Богородицы. Для этого был привлечен Петр Павлович Зыков, потомственный архитектор из Москвы. В память о своем более известном отце, его еще называли Зыков-второй. Отдавая дань господствующим в то время тенденциям храмового зодчества, он обычно возводил церкви в стиле поздней эклектики, объединяя в своих проектах характерные черты разных эпох. К сожалению, до нас почти не дошли его труды, т.к. Петр Павлович увлекался в основном храмовой архитектурой. Вот почему, в наиболее пострадавшей от варварства большевиков Москве, его работы были практически полностью уничтожены. По мнению новой власти, никакой культурной и исторической ценности они из себя не представляли. Однако у Донской церкви в Перловке была немного иная судьба. Ее неоднократно пытались закрыть и в 1930, 1935, 1940 годах приход действительно не функционировал. Особой ненавистью он пользовался у Союза воинствующих безбожников, который, в свою очередь, был прикрыт вскоре после начала Великой отечественной войны.

В разгар антирелигиозной пропаганды, в 1937 году, по сфабрикованному доносу настоятель церкви, протоиерей Георгий Извеков (известный духовный композитор), был арестован и после недолгого следствия расстрелян на Бутовском полигоне вместе с тысячами невинных жертв сталинского террора. Позже он был прославлен в лике святых, как священномученик. Удивительно, но само здание церкви разрушать поначалу не стали. Оно было перестроено и в 1940-1970 гг использовалось, как жилое помещение. Но в 1981 году Донская церковь все же была уничтожена. К счастью, ненадолго. В наше время она полностью восстановлена, и лишь память о страшных днях сохраняется в сердцах верующих.

Донская Церковь в 1980 г. перед сносом

Донская Церковь в 1980 г. перед сносом И в наши дни

Но была помимо храма в Перловке еще одна достопримечательность - знаменитый театр, возведенный в 1883 году на средства Николая и Ивана Перловых. Он был устроен для развлечения многочисленных местных дачников и располагался непосредственно в их имении. Несмотря на то, что по своим размерам театр был достаточно скромен, в нем имелась небольшая собственная труппа и оркестр. Он был очень уютным, как и большинство дач Перловки. Возведенный в мавританском стиле, он отличался обилием арок, богато украшенных орнаментом. Смысл этого архитектурного направления заключался в воспевании оазиса, как надежного прибежища человека в пустыне. Вот почему небольшой фонтан в центре дворика всегда являлся центральной частью всей композиции, в состав которой, помимо театра, входили не только концертный зал, но и музыкальный павильон. Собственная водокачка и электростанция делали его всепогодным, но, конечно же, летом здесь было уютнее всего. Тем более, что располагался он в центре наполненного светом соснового бора.

Нельзя сказать, что знаменитых артистов привлекали выступать здесь большие гонорары. Скорее, они делали это из уважения к фамилии Перловых, познакомиться с которыми многие почитали для себя большой честью. Да и как здорово вырваться из душной пыльной Москвы в очаровательный поселок, хозяева которого всегда были рады гостям, делая все от себя зависящее для того, чтобы память о Перловском дачном сезоне с его вечерами, балами и фейерверками надолго осталась в их сердце. Билеты в театр отличались своей доступностью и редко когда стоили дороже рубля. Между тем, здесь было на кого посмотреть и особенно послушать. На театральных афишах нередко можно было встретить имена маститого Шаляпина и более молодого Собинова. Здесь выступали знаменитый пианист Александр Гольденвейзер, певица Надежда Обухова и многие другие.

Ну а что делать, если представление окончилось уже за полночь? Состоятельных граждан всегда были готовы развезти специальные конные экипажи. Прочим же оставалось добираться домой самостоятельно.

К этому времени Перловка перестала быть медвежьим уголком Подмосковья. В наши дни, когда северо-восточное направление Подмосковья является одним из самых густонаселенных, вообще трудно поверить, что когда-то здесь не было железнодорожной станции. Тем не менее, до конца позапрошлого века ее не хотели строить по причине… недостаточного пассажиропотока. И даже участие частных инвесторов не вызывала у руководства железнодорожного ведомства большого энтузиазма.

Вот и как пробить эту бюрократическую машину, когда государственные чиновники наотрез отказывались смотреть дальше собственного носа?! Тогда купцы Перловы пошли на хитрость. Узнав, что подрабатывавшие развозкой дачников на площади Трех вокзалов извозчики, каждый месяц платят железной дороге за стоянку, они выдали им жалование на несколько недель вперед, взяв обещание не появляться на обычном месте работы. Возмущенные дачники завалили начальство письмами, а в это время хитрые Перловы предложили построить платформу на собственные деньги. В результате, в 1896 году дачный поселок обрел свою железнодорожную станцию.

Но возвратимся к нашему театру. Следует отметить, что, несмотря на обилие громких имен, он не был коммерческим предприятием. Скорее, его построили и о нем заботились исключительно для души. Вот почему, когда в начале XX века чайная компания «Василий Перлов с сыновьями» вошла в затяжной кризис, это вскоре отразилось и на театре. В 1909 году Перловы продают свое имение в дачном поселке Удельному ведомству, ведавшему имуществом императорской фамилии. Так Перловка лишилась своих исконных хозяев, что вскоре не замедлило отразиться на ее жизни. За театром больше никто не ухаживал, не ремонтировал. Деревянные постройки быстро обветшали, а вскоре вследствие недостатка финансирования его труппа распалась. В 1913 году земля вокруг него переходит во владение арендаторам, которые увлеклись строительством дач в ущерб культурной жизни поселка. А двумя годами позже здание театра сгорело. Это было очень выгодно арендаторам. Но доказать их вину так и не смогли, хотя землю у них отобрали. Между тем, шел 1915 год, разгар Первой Мировой войны, и о восстановлении театра позаботиться было уже некому. Последовавшая за этим Революция перевернула вверх тормашками всю страну. Чайная компания разорилась, а ее наследники разлетелись по всему миру.

Но была еще другая ветвь династии. Ее возглавлял Сергей Васильевич Перлов. Он родился в 1836 году и благодаря заботам родителей приобрел хорошие познания в коммерции. Учебных заведений с экономическим уклоном в то время в России пока еще не существовало. Навыки торговли по старинке передавались от отцов - сыновьям, с малолетства вникавшим во все тонкости купеческого дела. По настоянию родителей в 1861 году Сергей женился на Анне Яковлевне Прохоровой, чей отец был известным промышленником и одно время даже возглавлял знаменитую Трехгорную мануфактуру. Забегая немного вперед, скажем, что вместе они прожили долгую счастливую жизнь, оставив после себя трех замечательных дочерей: Любовь, Варвару и Елизавету.

После смерти в 1869 году своего отца, Василия Алексеевича Перлова, семейное дело перешло в руки братьев. Более двадцати лет они работали вместе, пока, наконец, Сергей не основал в 1891 году собственное дело - Товарищество чайной торговли под названием «Сергей Васильевич Перлов и Ко», которое он вывел из состава компании «Василий Перлов с сыновьями». Если бизнес его братьев располагался в усадьбе на Первой Мещанской, то головным отделением основанного Товарищества стал дом №19 на Мясницкой улице. Ранее она была застроена небольшими лавками мясников, однако впоследствии на ней стали селиться купцы и богатые горожане. Большое количество сохранившихся памятников архитектуры делают ее одной из красивейших в современной Москве.

Дела у Сергея Васильевича шли хорошо, сказывался приобретенный на фирме отца опыт. Несмотря на то, что конкуренцию ему составляли такие известные московские торговцы чаем, как Боткины, Высоцкие, Карзинкины, да и свои же родные братья, сеть магазинов Товарищества чайной торговли понемногу расширялась. Это стало возможным благодаря тому, что его основатель делал основную ставку на… красоту. Она сквозила, буквально, во всем: в упаковке чая, в интерьерах магазина и его разукрашенных витринах. Между прочим добиться этого помогла жесткая конкуренция, поскольку московские потребители к концу XIX века стали разборчивыми, а некоторые даже стали настоящими чайными гурманами. Вот почему С.В. Перлов не прогадал, сделав ставку на эту категорию, полагая, что они станут наиболее верными потребителями.

Следуя избранной маркетинговой политике, чай в магазинах Товарищества начали предлагать в изящных упаковках, красивых шкатулках, богато разукрашенных жестяных баночках. Но и это еще не все. Ключевым в истории дома №19 на Мясницкой улице стал 1896 год. В это время канцлер империи Цин по имени Ли Хунь Чжан, решил посетить Москву, отношения с которой были крайне важны для Китая, особенно в свете неблагоприятно складывающихся дел с Западными державами. Перловы были давними и надежными торговыми партнерами, и не посетить их компанию канцлер просто не мог. Вопрос был только в том, какую именно. Ведь после 1891 года их стало две: на Первой Мещанской и на Мясницкой.

Очевидно, что в свете конкуренции между чайными фирмами этот вопрос стал особенно актуальным. Тем более, что призом победителю, скорее всего, будет заключение выгодных долгосрочных контрактов. Но как завлечь канцлера к себе? Чем? В самом деле, не возведешь же посреди патриархальной Москвы Чайна-таун! К тому же архитектором обоих контор братьев Перловых был Роман Клейн, вследствие чего они были отчасти похожи друг на друга.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Культура

Что составляет понятие

04.05.2012

Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.С тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои дох
Богатство - умение быть честным и милосердным

03.05.2012

Но была помимо храма в Перловке еще одна достопримечательность - знаменитый театр, возведенный в 1883 году на средства Николая и Ивана Перловых. Он был устроен для развлечения многочисленных местных дачников и распол
Женская Культура-какая она?

21.04.2012

Женская Культура-какая она? В западной парадигме исследования женской культуры рассматривается в контексте женского искусства, социальных изменений, отношений с доминирующей культурой, женских ценностей.
«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое?

18.04.2012

«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое? Тема денег все чаще затрагивается сегодня в разговоре о культуре. Прагматизм постепенно теряет свой негативный статус. Искусство извлечения средств
Европейский опыт фандрайзинга в культуре: особенности управления.

06.04.2012

Фандрайзинг сегодня рассматривается  и как благотворительность, со стороны бизнесменов, и как бизнес, но уже со стороны благополучателей.
Модернизация подходов к корпоративной ответственности бизнеса:  что менять и какими инструментами?

06.04.2012

  Взаимодействие НКО и бизнеса сегодня представляет широкое поле возможностей для обеих сторон.
Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.

26.03.2012

Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.
Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности?

24.03.2012

Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности? В условиях разразившегося мирового кризиса Российское правительство в последние несколько лет прежде всего занималось решение

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова