АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.С тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои доходы от торговли чаем на поддержку обители. Не терпевший бездельников, С.В. Перлов оценил трудолюбие насельниц монастыря, и сделал  со своей стороны все возможное, чтобы облегчить их жизнь.Во время Гражданской войны, в которой большевики устроили России настоящую кровавую баню, Шамординская обитель была разорена и осквернена.

В 1929 году тридцать сестер поместили в печально известный СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) – первый из многочисленных концлагерей на территории Советского Союза. Ни одной из них не было суждено из него вернуться. Основная часть насельниц была отправлена в ссылку в Караганду. Многие там и погибли.

В самой же обители новая власть организовала приют для беспризорников. Позже, в годы Великой Отечественной войны на ее территории был организован госпиталь. Интересно, но за все время его существования ни один из пациентов не скончался от ран. В этом явно прослеживается милость Божия. Как писал преподобный Максима Грек: «Святые места никогда не лишаются своей святости, какую они получили от сошедшей на них свыше Божественной благодати, даже если города, в которых находятся святые места, по неведомым судьбам Божиим, и находились бы во власти нечестивых».

В послевоенные годы, когда накал антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе начал спадать, храмы уже не разрушали так явно, стараясь приспособить их для разных целей. В Казанском соборе в Шамордино устроили сельскохозяйственный техникум. В других зданиях монастыря сделали магазин и гараж.

В 1990 году началось возрождение обители. В ней снова затеплился огонек монашеской молитвы. В настоящее время большинство оскверненных храмов были восстановлены. К сожалению, усыпальница настоятельниц монастыря, среди которых был погребен и С.В. Перлов, оказалась полностью разрушена. От нее остался только фундамент.

Ну а какова была дальнейшая судьба чайной империи Перловых, состоявшей, как мы помним из двух независимых фирм: «Василий Перлов с сыновьями» и Товарищества чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко»? Революция 1917 года, расколовшая и разорвавшая Российскую империю, не пощадила и ее. Собственно говоря, у ветви династии, обосновавшейся в Перловке, дела и так шли неважно. Поэтому последовавшие трагические события лишь подвели черту под ее многовековой историей. А вот для наследников С.В. Перлова, у которых дела шли гораздо успешней, Революция стала настоящей трагедией.

Анна Яковлевна смогла пережить мужа всего лишь на 7 лет, скончавшись в 1918 году в разгар Гражданской войны. До своей кончины она жила в доме №19 Мясницкой, который москвичи между собой любовно называли «китайской шкатулкой». У новой власти, которая с ожесточением уничтожала все, что напоминало о прежнем укладе жизни, на один из красивейших домов Москвы просто не поднялась рука. Естественно, что часть его помещений превратили в коммунальные квартиры, «моду» которых активно пропагандировали в Советском Союзе, особенно в первое послереволюционное десятилетие.

Однако сам магазин сохранился. Более того, он был взят под охрану государства, как памятник архитектуры, а по статусу его приравняли к Елисеевскому гастроному (самый главный магазин в СССР), только в сфере торговли чаем и кофе. К сожалению, долгое время он не ремонтировался. Все коммуникации прогнили, возникла реальная угроза его обрушения. Вновь интерес к дому №19 возник только в девяностые годы XX века. Увы, но Закон о реституции в России так и не был принят, в отличие от остальных стран с социалистическим прошлым. Вот почему просьба о передаче фамильного здания на Мясницкой была направлена потомками династии Перловых напрямую к мэру Москвы. Власти отнеслись к этому с пониманием, и вскоре ООО «Перловы и К», во главе которого встала правнучка Сергея Васильевича, Жанна Юрьевна Киртбая, получило дом в аренду на 49 лет с обязательством его реставрации.

Удивительным представляется тот факт, что следуя заветам своего именитого предка, его наследники одновременно с восстановлением дома на Мясницкой стали оказывать помощь Шамординской пустыни, да и не только ей. За большой вклад в развитие церковной благотворительности они удостоились золотой медали.

В ходе развернувшихся на Мясницкой восстановительных работ, продолжавшихся долгих 12 лет, все коммуникации заменили, из подвалов вывезли накопившийся за столетие мусор. Был полностью воссоздан первоначальный интерьер магазина, включая прилавки, шкафы и витрины. При помощи сохранившихся дореволюционных фотографий реставраторам даже удалось восстановить цветовую гамму фасада в том виде, как ее и задумывал Карл Гиппиус. Дом №19 на Мясницкой вновь превратился магазин-музей.

К сожалению, в настоящее время вокруг него вновь кипят страсти, связанные с переменой собственника. Некоторым, по-видимому, не дает покоя колоссальная стоимость московской недвижимости. Вот почему между ЗАО «Инвестиционный холдинг «Финам», ООО «Перловы и Ко» и НКО «Фаворский свет» развернулась ожесточенная борьба. Остается надеяться, что независимо от ее исхода, москвичи и гости столицы смогут, как и прежде, наслаждаться неповторимым шармом единственной в городе «китайской чайной шкатулки».

Ну а как обстоят дела в Перловке? Приходится с горечью констатировать тот факт, что в XXI веке, формально не входя в административные границы Москвы, она фактически превратилась в один из ее спальных районов. К востоку от Ярославской железной дороги мы по-прежнему можем встретить множество дачных домов, однако сейчас, некогда любимому месту отдыха москвичей, грозит повальное увлечение многоэтажным строительством в ущерб парковым зонам. Подобная политика подмосковных застройщиков может привести к тому, что спустя каких-то 10-20 лет, кроме названия уже ничто не будет напоминать о той старой, милой сердцу Перловке с ее неповторимой подмосковной атмосферой, знаменитыми театральными сезонами и конечно же с уютными чайными посиделками.

Но память о купцах Перловых просто обязана быть сохранена! Ее следует сберечь хотя бы из уважения к этим необычным людям. Все без исключения представители династии в той или иной степени отметились своим вкладом в процветание страны. Они были купцами, финансистами, активно работали в органах государственной службы. Но главное – их деятельность носила созидательный характер. В этом мы видим ключевое отличие между дореволюционными и современными Российскими предпринимателями. Если для первых наша страна была родной Матерью, в которую они верили и искренне любили, то вторые даже не стесняются презрительно называть ее «территорией свободной охоты». Вследствие этого мы видим ключевое различие в благотворительной деятельности тех и других.

Дореволюционное купечество стремилось не столько «отметиться в таблоидах», сколько оказать реальную помощь ближним. Мы показали, сколько личных средств уходило у Перловых на обустройство приютов для бездомных, поддержку Попечительства народной трезвости, развитие работных домов, бесплатных столовых. Они не жалели денег на улучшение жизни наиболее беззащитных слоев населения: вдов, сирот, детей. Пылавшая в них любовь заставляла преодолевать даже естественное чувство брезгливости – ведь им приходилось общаться с теми, кого отвергло общество. Так, Сергей Васильевич Перлов оказывал помощь Дому милосердия в Санкт-Петербурге, который специализировался на оказании помощи… раскаявшимся «публичным женщинам», или, говоря по-простому, проституткам. Можем ли мы найти подобные примеры в современной истории благотворительности? Очень сомнительно! – большинство наших современников просто не стали бы пачкаться об эту грязь. А вот они - захотели. Притом их желание помочь было настолько искренним, что Перловы старались не афишировать свои благие дела, о многих из которых стало известно только впоследствии, да и то не в подробностях. Этим и вызван тот факт, что о жизни и делах династии мы знаем намного меньше, нежели о Морозовых, Третьяковых, Бахрушиных, Боткиных, хотя их доходы были вполне сопоставимы.

Да, в своих деяниях они были слишком разными. Каждый из них оставил свой след в истории. Кто-то поддерживал искусство, некоторые - образование, многие – больницы. Наконец, находились и те, кто жертвовал, в основном на монастыри. Но, вместе с тем, было и общее – то, что заставляет нас причислять их не к «темному царству» торгашей, а к могучему дореволюционному племени купечества, устроившему настоящее соревнование чести, каждый участник которого старался прославиться своим человеколюбием. Приют для бездомных, больницы, родильные приюты, богадельни, приюты для исправления малолетних преступников, учебные заведения (в том числе для инвалидов), дома для неимущих – за каждым из них стояло известное или малоизвестное имя, ибо левая рука подчас не знала, что творит правая.

Последнее было особенно характерно для династии Перловых. Из всех дореволюционных благотворителей к ним, как ни к кому другому, можно отнести слова русского писателя Ивана Шмелева: «Не хлопотали о народе, не кричали, не суесловили. А делали, без шума, просто. Их надо вспомнить. Надо записать все — и помнить».

Постарались сделать это и мы.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Культура

Что составляет понятие

04.05.2012

Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.С тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои дох
Богатство - умение быть честным и милосердным

03.05.2012

Но была помимо храма в Перловке еще одна достопримечательность - знаменитый театр, возведенный в 1883 году на средства Николая и Ивана Перловых. Он был устроен для развлечения многочисленных местных дачников и распол
Женская Культура-какая она?

21.04.2012

Женская Культура-какая она? В западной парадигме исследования женской культуры рассматривается в контексте женского искусства, социальных изменений, отношений с доминирующей культурой, женских ценностей.
«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое?

18.04.2012

«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое? Тема денег все чаще затрагивается сегодня в разговоре о культуре. Прагматизм постепенно теряет свой негативный статус. Искусство извлечения средств
Европейский опыт фандрайзинга в культуре: особенности управления.

06.04.2012

Фандрайзинг сегодня рассматривается  и как благотворительность, со стороны бизнесменов, и как бизнес, но уже со стороны благополучателей.
Модернизация подходов к корпоративной ответственности бизнеса:  что менять и какими инструментами?

06.04.2012

  Взаимодействие НКО и бизнеса сегодня представляет широкое поле возможностей для обеих сторон.
Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.

26.03.2012

Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.
Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности?

24.03.2012

Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности? В условиях разразившегося мирового кризиса Российское правительство в последние несколько лет прежде всего занималось решение

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова