АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности?


В условиях разразившегося мирового кризиса Российское правительство в последние несколько лет прежде всего занималось решением актуальных проблем экономики. Несмотря на то что поддержке отечественной культуры также стараются уделять внимание вкладываемых финансовых средств как государственных так и с привлечением из негосударственных источников объективно не хватает. Складывается впечатление, что со стороны, как  чиновников, так и бизнесменов, наблюдается явная недооценка стратегического ресурса культуры. Многие из них оправдывают свое нежелание вкладывать в культурную сферу тем, что от этого почти нет толку. Да и какой смысл, на их взгляд, в поддержании отечественных культурных традиций, а тем более  - в продвижении Российской культуры за рубежом, в условиях, когда речь идет о выживании даже не предприятий, а целых отраслей отечественной экономики? Попробуем ответить на вопрос, действительно ли финансовая поддержка культурной сферы столь альтруистична, как это кажется на первый взгляд, или же ее можно отнести к краткосрочным и долгосрочным инвестициям?

Для рядового российского обывателя понятие культурной сферы и национального культурного достояния являются достаточно абстрактными. Даже люди искусства, подчас, не отдают себе отчет в том, насколько важна данная сфера в условиях современной постиндустриальной экономики. Тем не менее, по мере увеличения производительности труда количество работников, занятых непосредственно в материальном производстве, неуклонно падает, а в сфере услуг – наоборот растет. И чем больше развита страна, тем сильнее проявляется такая тенденция. Именно к сфере услуг мы можем отнести области экономики, связанные с культурной деятельностью. Именно с ними связано формирование новых рабочих мест в современном мире. Вот почему инвестирование в культурную сферу приводит к повышению экономической активности страны.

 

Существует несколько моделей финансирования культуры. Романский тип (Франция. Испания, Италия) отличается тем, что львиную долю расходов берет на себя государство, которое централизованно распределяет средства между учреждениями культуры. Эти страны отличаются богатыми культурными традициями и большим количеством памятников всемирного наследия. Для германского типа (Австрия, Германия и Скандинавские страны) характерно финансирование культурной сферы за счет местных бюджетов при административной поддержке федеральных властей. В таких странах практикуется разнообразная грантовая поддержка, осуществляемая через большое количество независимых фондов. Британский тип (Великобритания) предполагает совместное финансирование культурной сферы со стороны государства и частного сектора. Для него характерно спонсорство культуры со стороны корпораций, осуществляющих поддержку проектов в сфере культуры через специальные посреднические агентства. Американский тип финансирования культуры отличается массовым привлечением средств в сферу культуры из негосударственных источников. Именно США стали родиной такой дисциплины, как фандрайзинг (поиск альтернативных источников финансирования).

Российский тип финансирования культуры достаточно молод. С одной стороны, от советского прошлого он унаследовал доминирующую роль государства, что приближает его к французскому типу. С другой же, недостаток свободных средств приводит к внедрению технологий фандрайзинга, что свойственно больше для США. Но и грантовая поддержка культуры, характерная для Германской модели, также имеет себе место в России. Таким образом, налицо присутствие разнообразных способов финансирования культуры, что делает Российский тип эклектичным и выделяющимся на фоне других стран.

30 лет назад театральный менеджер и основатель британского агентства «Arts & Business», Колин Твиди, заявил: «Поддержка культуры может быть выгодна». Это слова произвели эффект разорвавшейся бомбы. Неожиданно для себя частный капитал открыл новые возможности инвестирования в сфере, которая, казалось, никогда не станет окупаемой. Это привело к тому, что уже в наши дни, один из французских бизнесменов, участник фестиваля независимой культуры в Санкт-Петербурге, смело заявляет: «Нет ничего прибыльнее спонсорства в сфере культуры». Доходы от рекламы, организация торговли и досуга во время проведения культурных мероприятий многократно перекрывают понесенные при этом затраты. Но как предприниматели смогли придти к таким выводам? Рассмотрим это на примере туризма и торговли.

 

Наиболее ярко окупаемость вложений прослеживается в индустрии туризма. Через привлечение государственных средств и частного капитала в сферу культуры, удается создавать новые рабочие места в экономике, поскольку туриндустрию можно уподобить локомотиву, тянущему за собой смежные отрасли, к которым относятся строительство, гостиничный бизнес, сектор услуг, да и сама культура. Ведь значительная  доля туристов едут путешествовать именно для знакомства с культурными ценностями страны. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям создание 1 рабочего места в туристической сфере опосредованно ведет к образованию 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Более того, рост их количества в туризме происходит в 1.5 раза быстрее по сравнению с остальными отраслями экономики. Вот почему вложения в культуру, в конечном счете, многократно возвращаются в виде налогов к государству и в виде прямой прибыли к частным инвесторам. Проиллюстрируем это на конкретных примерах.

В странах с Романским типом финансирования культуры государство полностью берет финансирование сферы культуры  на себя. Но можем ли мы вследствие этого называть ее содержанкой? – отнюдь нет! Так, по итогам 2011 года французский Лувр смог занять первое место в рейтинге самых посещаемых музеев мира. За год с его экспозициями познакомилось почти 9 миллионов посетителей, львиная доля из числа которых была иностранцами. В Италии, в которой по данным Юнеско сосредоточено около 90% мировых памятников, мы наблюдаем схожие цифры. Недалеко отстает и Испания.

 

Вот почему государственная поддержка культуры, а в последнее время в странах Романского типа стали более активно привлекать и средства из негосударственных источников, приводит к тому, что туристическая отрасль с каждым годом приобретает для вышеуказанных стран все большее значение. Например, вклад туризма в экономику Франции составил 7% ВВП, что больше (!), чем у автомобильной промышленности с такими ее гигантами, как Пежо, Рено и Ситроен. Италия занимает пятое место в мире по посещаемости и четвертое по прибыли от туризма. Согласно данным статистики ежегодный доход в этой сфере составляет 10 млрд долларов США и 12% ВВП. В Испании, несмотря на охвативший Европу финансовый кризис, доля туризма в ВВП в прошлом году повысилась на 2.6% по сравнению с 2010 годом. Благодаря этому страна дополнительно получила 17000 рабочих мест и 2 млрд. 678 млн. евро прибыли. Значительную долю от дохода в области туризма составляет вклад именно культурной сферы.

Как мы уже отметили, в России государство также оказывает существенную поддержку культуре, однако, по сравнению с Романскими странами, она несоизмеримо мала. Вследствие этого наша страна существенно уступает по такому показателю, как соотношение приезжающих туристов в пересчете на 1000 коренных жителей. В среднем в мире данное значение составляет 300 : 1000. В Европе  - уже 1000 : 1000. В России же – всего 160 : 1000. Не менее удручающие данные мы встречаем и при оценке внутреннего российского туризма. Так, по данным статистики 80% граждан России не посещает кинотеатры даже раз в году, а 70% населения годами не посещают музеи. Причин для такой статистики много, но обратим внимание на то, что полученные цифры свидетельствуют о явной недооценке потенциала российской культурной и туристической индустрии.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Культура

Что составляет понятие

04.05.2012

Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.С тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои дох
Богатство - умение быть честным и милосердным

03.05.2012

Но была помимо храма в Перловке еще одна достопримечательность - знаменитый театр, возведенный в 1883 году на средства Николая и Ивана Перловых. Он был устроен для развлечения многочисленных местных дачников и распол
Женская Культура-какая она?

21.04.2012

Женская Культура-какая она? В западной парадигме исследования женской культуры рассматривается в контексте женского искусства, социальных изменений, отношений с доминирующей культурой, женских ценностей.
«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое?

18.04.2012

«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое? Тема денег все чаще затрагивается сегодня в разговоре о культуре. Прагматизм постепенно теряет свой негативный статус. Искусство извлечения средств
Европейский опыт фандрайзинга в культуре: особенности управления.

06.04.2012

Фандрайзинг сегодня рассматривается  и как благотворительность, со стороны бизнесменов, и как бизнес, но уже со стороны благополучателей.
Модернизация подходов к корпоративной ответственности бизнеса:  что менять и какими инструментами?

06.04.2012

  Взаимодействие НКО и бизнеса сегодня представляет широкое поле возможностей для обеих сторон.
Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.

26.03.2012

Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.
Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности?

24.03.2012

Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности? В условиях разразившегося мирового кризиса Российское правительство в последние несколько лет прежде всего занималось решение

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова