АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое?

Тема денег все чаще затрагивается сегодня в разговоре о культуре. Прагматизм постепенно теряет свой негативный статус. Искусство извлечения средств из всех возможных источников финансирования теперь является важнейшим из искусств. Былые заслуги и знания не гарантируют стабильного, безбедного существования.Но если число художественных институтов в разных сферах культуры увеличилось, ежедневно открываются новые выставки, строятся новые кинозалы и театры, увеличивается число разнообразных фестивалей, то можно сделать вывод, что отечественная культура развивается.

Перемены, произошедшие в 90-ых годах, рождали надежды, трудности переходного периода стимулировали. Культура испытывала острейший денежный дефицит. Государство оказалось неспособным обеспечить минимальные потребности культуры. Приходилось искать новые источники финансирования. Руководители учреждений культуры соревновались в привлечении спонсоров. Вошли в моду фуршеты для спонсоров и гостей, чествование спонсоров и т.д. В усадьбах и интерьерах дворцов возрождались салонные вечера, приглашались камерные оркестры. Развивалась индустрия развлечений для узкого круга потребителей. У многих театров появились свои щедрые почитатели, которые за удовольствие оказаться в компании с любимыми артистами не скупились на пожертвования. Но дефолт 1998 года завершил эпоху «романтических отношений» культуры и бизнеса. Многие из спонсоров разорились после августовского кризиса. Выбор партнеров обусловлен стратегическими задачи развития бизнеса: продвижении компании на рынке товаров и услуг, улучшении имиджа при выходе на западный рынок, налаживании отношений с новыми командами во властных структурах и т.д.. Не многие организации могут соответствовать таким требованиям.

Сужение рынка предложений со стороны бизнеса обострило конкурентную борьбу среди потенциальных получателей спонсорской поддержки. Организации культуры постепенно начали осваивать науку фандрайзинга (поиска дополнительных средств), а освоив ее, смирились с некоторыми неудобствами: отчетность, необходимостью следовать интересам бизнеса.

Началась борьба за внимание зрителей, читателей, посетителей. Не все готовы были согласиться с тем, что «искусство» приравнивается к «товару». Рыночная цена становится материалом качества.

Кризис 1998 года стал катализатором в поисках новых резервов в выработке новых культурных стратегий.

Рассмотрим этот процесс на примере музейной среды. Музейные центры, в бывших царских загородных резиденциях, начали осваивать опыт театрализованных зрелищ. Балы, салоны, карнавалы, светские рауты стали составной частью музейной работы, привлекая как российскую публику, так и зарубежную. В Останкинском музее Москвы хорошо зарекомендовали себя «Шереметьевские сезоны». На этом фестивале были представлены постановки знаменитых опер из шереметьевского репертуара, это и «Говорящая картина» и «Браки самнитян» Андре Гретри, где блистала Лариса Жечугова, и «Данаидах» Антонио Сальери. Можно привести пример и музея в Архангельском. Усадебный парк музея в Архангельском ежегодно становится ареной тематических праздников: «Летняя пастораль в Архангельском», «Именины сердца в Архангельском (2002 г.). Московские музеи более консервативны, чем в других городах, они мало внимания уделяют новым экспозиционным формам, интересы их сосредоточены на качестве выставочных материалов.

Питерские музеи раньше других поняли, что шоу - это необходимый элемент в деятельности современного музея. В проектах музеев фигурируют не только выставки, но и фестивали и концерты, которые выходят за рамки «титульной» деятельности учреждений культуры.

В Эрмитаже работает Эрмитажный театр, где осуществляются многие культурные проекты. Здесь в рамках программы музея «Эрмитажная Академия Музыки», проводятся музыкальные и театральные фестивали, возрождающие музыкальные традиции Императорского дворца, фестиваль «Музыка Большого Эрмитажа», фестиваль «Молодые-Петербургу». Эрмитаж и Русский музей интенсивно осваивают близлежащие городские территории. Эрмитаж создает новые отделения-музей фарфора на ЛФК, музей гвардии в Константиновском дворце, обживает интерьеры бывшего Главного штаба, открывает свои фонды для посетителей в новом здании фондохранилища.

Эрмитаж открывает филиалы по России и миру (выставочный центр-«Эрмитаж-Казань», центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе и др.). Сеть дает возможность в реальном времени увидеть события, которые происходят в Русском музее, получить доступ к мультимедийным программам, разрабатываемыми Русским музеем, а так же проводить дистанционное обучение.

В региональных музеях, к примеру, в музее «Ясная поляна» есть и школа, и пасека, большой лесной массив, требующий заботы. Музейные работники реализуют сельскохозяйственные, экологические проекты.

Сегодня бюджет любого государственного учреждения культуры складывается из трех составляющих: государственное финансирование, собственные заработки и благотворительные взносы, но даже у самых известных организаций заработок не дотягивает и до половины бюджета, а доля спонсорских взносов занимает и вовсе незначительную часть. Делаем вывод, что музеи не могут быть коммерческими учреждениями, даже такие успешные как Эрмитаж и Русский, без внедрения новых (даже инновационных) форм партнерства «культура-бизнес».

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Ещё в разделе Культура

Что составляет понятие

04.05.2012

Сергей Васильевич рассказывал, что во сне ему явилась Богородица, повелевшая заботиться о Шамордино, и пообещавшая помочь ему в торговых делах.С тех пор преуспевающий московский купец тратил практически все свои дох
Богатство - умение быть честным и милосердным

03.05.2012

Но была помимо храма в Перловке еще одна достопримечательность - знаменитый театр, возведенный в 1883 году на средства Николая и Ивана Перловых. Он был устроен для развлечения многочисленных местных дачников и распол
Женская Культура-какая она?

21.04.2012

Женская Культура-какая она? В западной парадигме исследования женской культуры рассматривается в контексте женского искусства, социальных изменений, отношений с доминирующей культурой, женских ценностей.
«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое?

18.04.2012

«Романтические отношения» культура и бизнеса: кто вернет забытое? Тема денег все чаще затрагивается сегодня в разговоре о культуре. Прагматизм постепенно теряет свой негативный статус. Искусство извлечения средств
Европейский опыт фандрайзинга в культуре: особенности управления.

06.04.2012

Фандрайзинг сегодня рассматривается  и как благотворительность, со стороны бизнесменов, и как бизнес, но уже со стороны благополучателей.
Модернизация подходов к корпоративной ответственности бизнеса:  что менять и какими инструментами?

06.04.2012

  Взаимодействие НКО и бизнеса сегодня представляет широкое поле возможностей для обеих сторон.
Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.

26.03.2012

Швейцарский опыт музейной деятельности и культурных коммуникаций: преимущества и недостатки.
Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности?

24.03.2012

Как сохранить Культурное наследие России: миссия государства или роль общественности? В условиях разразившегося мирового кризиса Российское правительство в последние несколько лет прежде всего занималось решение

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова