АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Но двинемся дальше. Великобритания всегда немного отличалась от материковой Европы что среди прочего выразилось и в Британском типе финансирования культурной сферы. Он предполагает диверсификацию источников поступаемых средств. Бизнес и государство совместно финансируют учреждения культуры. Такая практика сформировалась 30 лет назад поскольку непосильные расходы на оборону в разгар Холодной войны заставили правительство во главе с Маргарет Тэтчер сократить государственное финансирование культуры. Вот почему совершенствование менеджмента и поиск источников альтернативного финансирования стал для учреждений культуры вопросом жизни и смерти. Практика фандрайзинга которая до этого не была распространенной в Великобритании стала с того времени неотъемлемой частью ее культурной сферы.

В Великобритании крайне распространено спонсорство культуры со стороны корпораций, которые объединяют свои усилия с государством. Выделяемые на культурные проекты средства поступают на счета специальных агентств-посредников. Смысл их работы состоит в поиске интересных проектов культуры/искусства, которые в дальнейшем будут финансироваться при помощи государственного и частного капитала.

Для примера рассмотрим деятельность Европейского агентства «Arts&Business», которое успешно функционирует на протяжении почти 30 лет. Оно было основано Колином Твиди, который работает одновременно и в банковской сфере, и как театральный мене джер. Если первоначально в агентстве работало 50 человек, обеспечивавших финансовую поддержку проектов сфере культуры на сумму приблизительно 1 млн долларов США, то к 2012 году оно смогло превратиться в самую мощную в мире посредническую компанию, через которую проходит свыше 10% от всех средств, выделяемых на финансирование искусства Великобритании. Столько оглушительным успехом «Arts&Business» во многом обязано своему основателю К.Твиди, имеющему безупречную репутацию среди деятелей искусства/культуры. В своей работе агентство активно применяет методы фандрайзинга, благодаря чему удается собирать существенные суммы. С целью поддержания здоровой конкуренции «Arts&Business» старается регулярно устраивать конкурсы среди проектов в сфере культуры/искусства, благодаря чему финансирование получают самые привлекательные из них.

Другим, не менее известным успешным примером, является деятельность агентства «Comedia». Оно было основано несколько раньше, чем «Arts&Business», и в своей работе использует принципиально иной подход. Его основатель, Чарльз Лэндри, является виднейшим специалистом в области использования культурных ресурсов для возрождения территорий, культурному планированию и футурологии. Деятельность агентства «Comedia», в отличие от «Arts&Business», сводится не к фандрайзингу, а к разработке проектов, направленных на развитие городов. Для этого специалисты выбирают определенную территорию, нуждающуюся в оздоровлении, а затем совместно с представителями муниципалитетов проводят комплексный анализ. Плодом же их совместной работы является программа по культурному оздоровлению территории.

Подобный пример разумной частной инициативы можно встретить и в России. Одним из них является деятельность Института культурной политики. Он был основан в Москве в 2002 году и представляет собой агентство, которое занимается аналитической, консультативной и проектной работой в сфере искусства. Для этого Институт активно привлекает ведущих российских и иностранных экспертов. За 10 лет работы в сотрудничестве с российскими властями и международными организациями, такими, как Совет Европы, Немецкий культурный центр им. Гете, вышеупомянутыми агентствами «Arts&Business», «Comedia» и другими, был реализован ряд проектов на различном уровне, начиная от муниципального и заканчивая международным. К сожалению, деятельность организаций подобных Институту культурной политики, по сравнению с Европейскими странами, в России распространена не так широко, однако в нашей стране имеется большой потенциал для их развития и повышения роли в культурной деятельности.

Последним типом финансирования культуры за рубежом является Американский. Несмотря на то, что фандрайзинг, как самостоятельная дисциплина, зародился именно в США, это не означает полного самоустранения государства от финансирования культуры. На это можно возразить: Как же это не устранилось? Ведь основная часть американских учреждений культуры является частной, а не государственной? Дело все в том, что здесь отсутствуют прямые субсидии в культурную сферу, что мы наблюдали на примере Франции, Италии и иже с ними. Возможно, это вызвано тем, что история США (Нового Света) слишком молода и не имеет столь богатых культурных традиций, как в Европе. Однако государственная власть постоянно подчеркивает важность культуры в жизни общества. Отсутствие же прямого финансирования с избытком компенсируется поддержкой в виде щедро выделяемых грантов. При этом их большая часть выделяется на библиотеки и музеи, в то время как меньшая – театральному искусству.

Для поддержки сферы культуры в США при поддержке правительства созданы специальные структуры. Крупнейшими из них являются Институт музейной и библиотечной службы (Institute of museum and library services), Национальный фонд поддержки искусства (National endowment for the arts), Национальное агентство архивов и записей (National archives&records administration) и ряд организаций меньшего масштаба. В их задачи входит: поддержка и финансирование проектов в сфере образования и искусства; создание новых экспозиций и поддержание старых; целевое финансирование, как организаций в сфере культуры, так и ее отдельных талантливых деятелей; реставрация и поддержание памятников архитектуры (схожие задачи имеет и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)); создание цифровых архивов; организация и проведение семинаров (в т.ч. обучающих) и многие другие.

Поддержка культуры в США осуществляется также и на уровне штатов. При этом местные власти стараются компенсировать сокращение федерального финансирования посредством увеличения расходов из бюджетов штатов. Естественно, что бюджеты отдельных штатов, а следственно и размер выделяемых на поддержку культуры финансовых средств, могут разительно отличаться. При этом нельзя сказать, что поддержка культуры в регионах осуществляется исключительно в целях филантропии. Местные бизнесмены прекрасно умеют считать свои деньги, а опыт поддержки культуры во Франции служит для них хорошей иллюстрацией того, насколько финансовые вливания в культуру могут быть окупаемыми. Кроме того, помимо создания новых рабочих мест, поддержка искусства и культуры служит на благо имиджа штата, а иногда, как в случае с Голливудом, даже позволяет создать своего рода бренд.

Заканчивая рассмотрение американской системы, следует отметить, что большую роль в ней играют фонды, поддержка культурной сферы со стороны которых в период с 1995 по 2001 год выросла почти на 100%! Так, только в 2002 году фондами США было перечислено свыше 4 млрд долларов на поддержку проектов в сфере культуры/искусства. Столь внушительная финансовая подпитка способствует активной культурной жизни американского общества.

 

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

О Нас в СМИ

Финансирование культуры в России: меценатство или разумные инвестиции?

http://echo.msk.ru/blog/kulikova_julia/933339-echo/

Рассмотрим особенности привлечения альтернативных средств в культурную сферу в Европе на примере различных стран. Каждая из них пошла «своим путем», но

Ещё в разделе Личная позиция

Семейная политика: от борьбы к работе над собой

19.06.2012

Не секрет, что демографическая ситуация в России идет на убыль. Учитывая то, что Россия хочет встать на путь инновационной экономики, необходимо уделить внимание человеческому фактору. Ведь если их не будет, то кто буде
Главный ресурс России - человеческий капитал! Люди или нефть?

24.04.2012

В последнее время, не утихают споры-какой же нам путь в экономике выбрать? Инновационный, традиционный или необходимы уникальные национальные форматы? И здесь нам предстоит охарактеризовать наши конкурентные преиму
Форсайт инновационного развития социальной экономики России: роль Открытого Правительства

23.04.2012

В рамках инновационной стратегии развития российской экономики, обозначенной как вектор будущего важно говорить о том, что только создание реально функционирующих инновационных процессов в рамках создания «новой»
«При социализме благотворительность не нужна, поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета»-вперед из прошлого!

21.04.2012

«При социализме благотворительность не нужна, поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета»-вперед из прошлого! Чтобы выявить специфику женской благотворительной деятельности необходимо определить происхождени
Женщина и социальная политика:  истоки и перспективы для развития в современной России

18.04.2012

Женщина и социальная политика: истоки и перспективы для развития в современной России В западной парадигме исследования женской культуры рассматривается в контексте женского искусства, социальных изменений, отно
Инструменты фандрайзинга в культуру России!

13.04.2012

Если оценивать совместную работу бизнеса и культуру, то тут мы очень далеки от всего западного мира, конечно, есть успешные примеры со стороны крупных компаний, когда они успешно занимаются спонсорской поддержкой. Н
Корпоративная социальная ответственность бизнеса

11.04.2012

Корпоративная социальная ответственность бизнеса - это целое направление для привлечения социальных и экологических аспектов в деятельность компаний на добровольных основах. Во многих странах социальная ответстве
У страны нет вечных друзей и вечных врагов, а есть только вечные интересы

24.03.2012

У страны нет вечных друзей и вечных врагов а есть только вечные интересы. Поддержка национальной культуры безусловно должна войти в их число. Мы можем только приветствовать тот факт что наше руководство наконец осоз
 Модернизация России через Культуру!

22.03.2012

Модернизация России через Культуру! Время Молодежи! Сегодня впервые в истории современной России интегрируются два очень важных для нас понятия: культура и модернизация. Ведь культура современной Россия не должна л
Анализ ключевых моделей фандрайзинга в культуре развитых стран!

29.02.2012

Но двинемся дальше. Великобритания всегда немного отличалась от материковой Европы что среди прочего выразилось и в Британском типе финансирования культурной сферы. Он предполагает диверсификацию источников посту
Экономическая целесообразность модернизации подходов к инновациям в культуре как элементу ее сохранения!

29.02.2012

Отношение к культуре как к национальному достоянию приводит к тому что туризм в странах с Романским типом финансирования сферы культуры чрезвычайно высок вклад туризма как в абсолютных величинах так и в процентном
Зарубежный опыт фандрайзинга в культуре: что заимствовать и что развивать в России?

18.02.2012

К сожалению поиск инвесторов поиск финансирования конкретного проекта в сфере культуры никогда не был легким делом. И это несмотря на то что обладая свободным доступом в интернет выход в который стал возможен практ
От милосердия души к русскому меценатству!

18.02.2012

Анализу благотворительности в дореволюционной России посвящено множество книг и различных статей. Подробно описаны и исследованы биографии русских меценатов эпохи 19-20 века. На Западе благотворительность в больше
Какое направление сегодня наиболее интересно для благотворителей и почему? Что остается без поддержки?

18.02.2012

Сегодня в социальной или культурной сфере можно найти любое направление для благотворительности и спонсорской поддержки. В плане спонсорской поддержки безусловно лидирует спорт. Повышенное внимание общественнос
Модернизировать культуры и благотворительные начала нужно с себя самих!

18.02.2012

Давайте сначала рассмотрим сам термин «меценат». Появился он благодаря одному римскому вельможу времен императора Августа. Меценат оказывал поддержку художникам поэтам. Как раз с тех времен и появилось это явление

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова