АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

Правление Екатерины II длилось 34 года. Ее беспримерный клад в становление системы благотворительности беспримерен сравнивать его практически не с чем. Потомкам императрицы оставалось лишь «закрепляться» на достигнутых рубежах.

Павел I наследовал трон после своей великой матери. Его супруга императрица Мария Федоровна много сделала для развития благотворительности. Обратим внимание что как сейчас так и 200 лет назад функции благотворительности популяризация ее идей среди населения ложится на жен первых лиц государства что подтверждается многочисленными примерами.

В 1796 году Мария Федоровна возглавила Воспитательное общество благородных девиц ставшее впоследствии крупнейшей благотворительной организацией. Ежегодно она жертвовало 15000 рублей из своих личных средств. Позже в 1854 году Воспитательное общество преобразовалось в ВУИМ (Ведомство Учреждений Императрицы Марии) которое объединило под своим началом множество благотворительных организаций занимавшихся оказанием помощи инвалидам детям престарелым. Но данная реорганизация произошла много лет спустя после кончины императрицы а изначально Мария Федоровна включила в свое Ведомство Александровский и Смольный институты Воспитательный дом Коммерческое училище и Опекунский совет. Последний управлял ремесленными художественными и женскими училищами. Всего в России имелось 2 одинаковых по своим функциям и структуре Опекунских совета: в Москве и Санкт-Петербурге.


Царствование императора Павла I было недолгим, и в 1801 году он был убит во время дворцового переворота. Несмотря на трагическую смерть мужа, Мария Федоровна продолжила активно заниматься благотворительной деятельностью. Ее стараниями открываются институты (Павловский и Екатерининский), Повивальный институт (в нем работал основоположник российского акушерства Н.М. Максимович-Амбодик), Училище для глухонемых.

На рубеже XVIII-XIX веков Россия активно продолжала вести войны. Поэтому прослойка вдов со временем только увеличивалась. Для их призрения в 1803 году в Москве и Санкт-Петербурге были основаны так называемые Вдовьи дома. Их деятельность осуществлялась согласно специально разработанным Уставам. Добиться попадания во Вдовий дом было нелегко. Для этого было необходимо, чтобы мужья вдов прослужили не менее 10 лет в офицерском чине, не имея взысканий по службе, либо погибли при исполнении воинского долга. Кроме того, вдове должно исполниться не менее 60 лет.

Потери русского офицерского корпуса во время Наполеоновских войн были ужасающими, и Вдовьи дома вряд ли могли оказать помощь всем нуждавшимся. Поэтому в 1812 году с целью расширения благотворительной деятельности среди вдов основывается «Императорское женское патриотическое общество» и создается попечительство «Инвалидный капитал». Благотворительные общества пользовались большой поддержкой императора Александра I, в их адрес перечислялись богатые частные пожертвования. Война 1812 года по праву получила название Отечественной. Вновь, как и в Смутное время, а столетием позже – в Великую Отечественную войну равнодушных среди русских людей почти не осталось. Всякий старался сделать все возможное для изгнания ненавистного врага с родной отчизны.

Наполеоновские войны близились к концу, пришел черед считать потери. После разгрома наполеоновских полчищ и прекращения боевых действий на территории Российской империи появилась возможность оказать помощь инвалидам. С этой целью в 1814 году был основан Александровский комитет о раненых. Под его эгидой были объединены военные богадельни и всевозможные благотворительные организации, помогавшие ветеранам. Стараниями Александровского комитета отставным военным назначались пенсии, оказывалась бесплатная медицинская помощь. Семьи погибших воинов также не оставались без надлежащего призрения. Их дети получали возможность обучаться в военных училищах. Специально для них в 1807 году был открыт Павловский военно-сиротский институт. Управлением делами комитета непосредственно на местах занимались генерал-губернаторы.

В царствование Александра I большое внимание уделялось образованию. Так, в 1802 году было организовано Министерство народного просвещения, которое отныне стало заниматься координацией благотворительности в сфере образования, и были введены основополагающие принципы образования. Во-первых, обучение не зависело от сословия (видимо, еще памятен был пример Михаила Васильевича Ломоносова, выходца из простой поморской семьи, ставшего основоположником Российской науки). Во-вторых, низшие ступени образования были бесплатными, что позволяло обучаться даже детям среднего сословия. Наконец, учебные программы были преемственными, т.е. за начальным образованием следовало среднее и высшее.

Образование становилось все более доступным. Стараниями известного французского педагога Валентина Гаюи в 1807 году в Санкт-Петербурге был открыт Институт для слепых, для работы в котором пригласили 15 преподавателей. Используя разработанный лично шрифт для слепых, который применялся до появления более совершенного шрифта Брайля, Гаюи смо

 

г обучить вверенных ему воспитанников грамоте и дать им образование. Впоследствии система образования среди слепых продолжала развиваться. В конце XIX века стараниями Анны Адлер была открыта типография для слепых, которая стала печатать книге на шрифте Брайля. Помимо простого обучения грамоте незрячих обучали ремеслам, чтобы они начали чувствовать себя полноценными гражданами. Сеть Училищ для слепых постепенно расширялась. К началу XX века по всей России их насчитывалось более 20. Начал издаваться даже журнал «Слепец». Так слепые постепенно переставали пополнять армию нищенствующих, начав принимать более активное участие в жизни.

Несмотря на снижение роли Церкви и потери ее самостоятельности в вопросах благотворительности, некоторая работа все же велась. По инициативе духовенства при храмах продолжали функционировать воскресные школы. Как правило, в них обучались дети бедняков, у которых не было средств на более серьезное образование для своих детей. Поэтому, как правило, преподаватели в воскресных школах работали бесплатно. Несмотря на невысокий уровень получаемого в них образования следует отметить, что все же это было лучше, чем ничего.


Рассматривая состояние благотворительности в первой половине XIX века, нельзя не отметить расширение, как численности благотворительных структур, так и разнообразия выполняемых ими функций. Благотворительные фонды и организации постепенно охватывали все слои (и даже профессиональные «касты») русского общества. Они становились все более специализированными, чтобы при оказании помощи конкретному человеку учитывалась среда, в которой он вырос; обстоятельства получения нетрудоспособности (например, боевые действия, стихийные бедствия) и т.д.. Все больше внимания уделяется делам милосердия среди семей военных, их вдов и сирот. Инвалиды и недееспособные, которые раньше пополняли армию бездомных или коротали свои дни в богадельнях, начинали осваивать ремесла и приносить ощутимую пользу обществу, снижая финансовую нагрузку на бюджет.

При Николае I система благотворительности продолжает развиваться во многом благодаря стараниям Великой княгини Елены Павловны, жены Михаила, четвертого сына Павла I. Именно ее трудами была открыта Крестовоздвиженская община сестер милосердия, которое фактически стало предтечей Общества сестер милосердия. В его организации верным помощником Елены Павловны стал выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Эмблемой Общества сестер милосердия стал Андреевский крест. Следует отметить, что высоконравственному и религиозному характеру Общества Великая княгиня с самого начала уделяла много внимания. Впервые благородная деятельность Общества во всей полноте проявилась во время Крымской войны 1854-1856 гг. После ее начала Великая княгиня Елена Павловна опубликовала воззвание, в котором призвала всех русских женщин, не обремененных семьей, помогать раненым солдатам. С этой целью в Михайловском замке Санкт-Петербурга формируется склад медикаментов, из которого они поступают в действующую армию. Вокруг деятельности общества сестер милосердия было много споров. Участие женщин в боевых действиях многим казалось недопустимым и лишь спустя сто лет, в Великую Отечественную войну, медсестра стала неотъемлемым «атрибутом», своего рода визитной карточкой всех советских кинофильмов на военную тематику.

А пока шли споры, Елена Павловна подавала личный пример милосердия. Она почти каждый день посещала больницы, где перевязывала раненых воинов. В конце 1854 года первые 35 сестер милосердия покинули Санкт-Петербург и направились в действующую армию под Севастополь. Там они начали обучаться и работать под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова. Работа бесстрашных девушек, которые оказывали первую помощь солдатам даже под неприятельским огнем, не могла не вызвать симпатии. Поэтому со временем деятельность Общества только расширялась. К концу Крымской войны в русских войсках насчитывалось свыше двухсот сестер милосердия. Многие из них получили медаль «За оборону Севастополя».

Уже по окончании Крымской войны после того, как в 1867 году Россия приняла Женевскую конвенцию, было создано Общество попечения о раненых воинах, позже переименованное в Российское общество Красного Креста (РОКК). В него же вошло уже зарекомендовавшее себя Общество сестер милосердия. К концу XIX века РОКК сильно разрослось. Почти в каждом губернском и уездном российском городе имелись его отделения. Поскольку большинстве крупных городов имелись расквартированные военные части, то при мобилизации и отправке на фронт сотрудники РОКК отправлялись для оказания медицинской помощи вместе с военными. Кроме того члены Общества оказывали большую помощь семьям погибших воинов, для которых организовывались приюты. Раненые солдаты и офицеры на средства Общества отправлялись в санатории для прохождения лечения. Одновременно на плечи РОКК ложилось оказание помощи пострадавшим от голода, а также борьба с эпидемиями. В конце XIX века при поддержке РОКК создается Комитет для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев. Он имел свои участковые отделения, которые через некоторое время преобразовались в станции Скорой помощи.


Итак, как мы видим в середине XIX века благотворительность в сфере здравоохранения сильно изменилась. Стараниями жен представителей правящей династии (императрицы Марии, Великой княгини Елены Павловны, императрицы Марии Александровны и других) медицинская помощь становится все более доступной, а главное – качественной, что было следствием сотрудничества с выдающимися российскими медиками, среди которых выделяются фигуры хирурга Н.И. Пирогова и Н.М. Максимович-Амбодика. Именно в середине XIX века закладывается система бесплатной медицинской помощи, которая (с определенными изменениями) существует и в наше время.

На XIX век приходится многогранный расцвет русской культуры. Русские имена в изобразительном искусстве, литературе, музыке вскоре прогремели на весь мир. Во многом это стало возможным благодаря беспримерному расширению меценатства.

Великая княгиня Елена Павловна оставила свой след не только, как основатель Общества сестер милосердия. Деятели искусства ее буквально боготворили. Она покровительствовала художникам, Брюллову, Иванову, Айвазовскому, композитору Рубинштейну. При ее активной поддержке учреждается консерватория и Русское музыкальное общество. Она не останавливалась даже перед продажей своих драгоценностей. Более того, в личном дворце Елены Павловны в 1858 году открываются начальные классы консерватории. Пользовались ее поддержкой и деятели театрального искусства, например, актер И.Ф. Горбунов.

Будучи, как и Екатерина II, немкой по происхождению, Елена Павловна посвятила всю свою жизнь благотворительности в России. Феномен, когда россияне, будучи урожденными гражданами другой страны, после переезда в Россию начинали любить ее всей душой и делали немыслимые по масштабу благодеяния, еще заслуживает своего изучения. Мы же можем засвидетельствовать только то, что данный феномен не был единичным явлением ни по временным эпохам, ни по сферам деятельности.

Так, другой выходец из Германии, принц П.Г. Ольденбургский, способствовал основанию первого в России Училища правоведения, на что пожертвовал миллион рублей. Впоследствии он принимал активное участие в крестьянской и судебной реформах Александра II, связанных с отменой крепостного права. Помимо этого Петр Георгиевич управлял Мариинской больницей для бедных, председательствовал в Санкт-Петербургском опекунском совете. В 1851 году императорским указом он был назначен главой Учебного комитета, возглавив, таким образом, всю систему женского образования в России. Гораздо позже, в 1867 году, принц на свои средства открывает приют на 100 детей, воспитанники которого получали хорошее образование. Он не оставлял своего любимого детища даже будучи уже глубоким стариком. Безупречная репутация Петра Георгиевича привлекала в учрежденные им благотворительные и учебные организации других благодетелей, поскольку его имя служило гарантией целевого использования пожертвований.

Рассказывая о благотворительности XIX-начала XX века нельзя не упомянуть про жертвователей из среды старообрядческого купечества. Изначально само понятие старообрядчества появилось в середине XVII века после того, как некоторая часть верующих отказалась принять проводимые патриархом Никоном реформы, направленные (среди прочего) на исправление обрядов и опечаток в старых книгах по греческим оригиналам. Для многих верующих дело «стояния в отеческом благочестии» стало смыслом жизни. В условиях гонения со стороны, как государственной власти, так и Церкви, для старообрядцев важно было выстоять. Первое время они практиковали самосожжение в скитах, но впоследствии изменили этому правилу и стали переселяться в удаленные районы Российской империи, а то и за ее границы. Так появились молокане, духоборы, беспопо

вцы и многие-многие другие виды старообрядчества, отличавшиеся между собой, как некоторыми особенностями богослужения, так и своим отношением к Православной Церкви.

Благотворительность среди старообрядцев сразу приобрела особое значение, т.к. поддержка «своих» была для них сродни защите родины от врага, пытавшегося заставить изменить отцовской вере. Особенно накал страстей был велик в XVII – XVIII веках. Позже, когда связь Церкви и государства в ходе реформ Екатерины II существенно ослабла, когда ослабло давление Церкви при активной поддержке царской власти на противников церковных реформ, старообрядцы перестали видеть в государстве врага. Как следствие – благотворительная деятельность выходцев из старообрядческой среды стала распространяться не только на «своих» и постепенно перешла на остальное российское общество.


Куликова Юлия Павловна,

Директор Благотворительного фонда помощи детям «Вселенная Добра» www.vdobra.ru,

Руководитель Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upme-rf.ru,


© 2011, Юлия Куликова,АПМИ
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова