АПМИ РЕКОМЕНДУЕТ


АПМИ ПРИГЛАШАЕТ

 

Акция ДОБРО ДЕТЯМ 15 ноября!

Анонсы

АПМИ-Партнер Большого Правительства РФ

Фонд Русская Берёза

Фонд Русская Берёза

От религиозной до аристократической благотворительности: особенности и предпосылки для современности!

Религиозная благотворительность.
Символом женской благочестивости стала Ксения Блаженная, жившая в Петербурге во второй половине 18 века. Она после смерти  мужа раздала все свое имущество бедным, став святой юродивой, она ходила по бедным кварталам города в поношенной одежде умершего мужа, помогала нуждающимся, утешала страждущих, молилась за людей.
Люди верили, что Ксения страдает за них, верили в ее способность предсказывать будущее, относились к ней как к святой. После смерти Ксении, в ее честь была построена часовня. Тип благотворительности, связанный с Ксенией Блаженной, можно определить как религиозный.
До сих пор образ Ксении Блаженной популярен в Петербурге. Существует фонд ее имени. Религиозность является одним из важнейших идеологических оснований для благотворительности. Верующие женщины в настоящее время работают в благотворительных организациях религиозной направленности. К примеру, в Армии Спасения, общества Петра и Павла.

Аристократический вид благотворительности. Начиная  с конца 18 века, в дореволюционной России благотворительность патронировалась членами императорской фамилии. Под патронажем и инициативе Екатерины 2 был образован институт благородных девиц (Смольный институт). На средства императрицы Марии Федоровны, возглавлявшей благотворительное ведомство в России, в Петербурге была создана Мариинская больница, которая существует и в наши дни. В 1990-ые годы в России появляются организации и фонды, которые патронируются официальными лицами. К примеру, в Петербурге, женой бывшего мэра города был организован Мариинский фонд. Можно привести еще пример аристократической благотворительности. Так Елизавета Федоровна, урожденная немецкая принцесса, продала все свое имущество и направила средства на создание приютов и госпиталей. Она решила создать общество, направленное на помощь больным и бедным, изучив заранее работу  различных западных женских религиозных обществ. Это общество просуществовало до 1918 года, а задумало она это после гибели мужа от бомбы террориста в 1905 году.
Другая важная символическая фигура женской благотворительности-Мария Дондукова-Корсакова, которая жила в Петербурге в 19 веке. Она отказалась от вступления в брак и от жизни в высшем обществе, хотя сама была дочерью богатых родителей аристократического происхождения. Начиная с ранней юности, Мария занималась благотворительностью. Помогала больным, работала в больницах и приютах. Впоследствии она стала основательницей женской религиозной общины и ряда благотворительных институтов. Мария Дондукова стала для современников воплощением бескорыстного окружения людям.
Этот вид благотворительности - аристократический присущ для женщин из высшего общества, которые имели возможность создавать благотворительные институты и попечительствовать над ними.В современной России можно привести примеры благотворительной деятельности жен высокопоставленных лиц. Жена бывшего мэра Санкт-Петербурга Л.Б. Нарусова возглавляла благотворительный фонд «Дети Петра», он так же была инициатором создания первой благотворительной больницы в России для неизлечимых больных «Хоспис». Как правило, возраст большинства женщин, работающих в благотворительных, организациях составляет 40-45 лет. Женщины, которые решили себя полностью помощи нуждающимся, не обязаны отказываться от семейной и светской жизни.


Светская благотворительность.
Впервые светская благотворительность формируется как особый вид деятельности в среде ссыльных декабристов в Сибири. Декабристки ухаживали за больными, помогали врачам, учили грамоте местных крестьян. Жены декабристов имели большой моральный авторитет в образованных, слоях российского общества. После реабилитации декабристов в России появились светские  благотворительные организации. Был учреждено общество «Красный Крест». К началу 20 века в России действовало уже 97 отделений «Красного Креста», где женщины обучались работе сестер милосердия. И в настоящее время в Петербурге существует отделение «Красного Креста».
После выхода в свет романа Чернышевского «Что делать?» особенно популярна стала одна из форм светской благотворительности - создание трудовых артелей. Хозяйки артелей выкупали девушек из публичных домов, обеспечивали их работой, предоставляли жилье. Так же в Петербурге существовали христианские девичьи приюты, их директор принимал девочек, сбежавших из домов и интернатов. В этих приютах девочек обучали рукоделию.
Русская православная церковь, пытаясь восстановить свое влияние на духовную жизнь общества, в настоящее время покровительствуют благотворительным организациям, ссылаясь на дореволюционные традиции.

Куликова Юлия,
Директор Общероссийского общественного культурного проекта АПМИ www.upmerf.ru
Руководитель Всероссийской Программы «Меценаты России» www.культурныйфонд.рф
© 2012, Юлия Куликова (АПМИ)
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

истории к возрождению

Смотреть видео >>

© 2011-2012 КУЛИКОВА Юлия Павловна .

Копирование материалов без согласования с руководством АПМИ запрещеноwww.copyright.ru

© 2012 Все права защищены

Подготовлено:
Дизайн-Студия Сергея Неверова